Постановления Правительства Рф В Сфере Жкх

Постановления Правительства Российской Федерации

Плата за жилое помещение не зависит от количества зарегистрированных на его площади человек. Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что собственники квартир обязаны нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома согласно своей доле в праве общей собственности. Это доля пропорциональна размеру общей площади квартиры (ст. 39, 42 ЖК РФ). Таким образом размер платы за содержание жилья устанавливается на квадратный метр.

Трудно поверить, но это вполне реально. Более того – на «волшебное преображение» вашего многоквартирного дома вы потратите гораздо меньше денег, чем, например, на покупку обоев для оклейки спальни. Только представьте: стоимость нескольких рулонов обоев и преображенный дом, годами не видевший ремонта! 95 процентов необходимых на ремонт денег выделит государство. Вам нужно лишь проявить инициативу и собрать недостающие 5 процентов (еще раз подчеркнем: в пересчете на каждого владельца квартиры в вашем доме получается совсем небольшая сумма, на которую, к тому же, как правило, устанавливается рассрочка). Вы уже хотите принять участие в программе реформирования ЖКХ России? Конечно, у вас появилась масса конкретных вопросов. Мы постарались в сжатой, но емкой форме ответить на них.

Издание содержит Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».

Это первая и пока единственная книга по данной теме, которую мы постарались сделать максимально полезной и простой для понимания даже тем, кто не обладает глубокими познаниями в сфере жилищного права. Вместе с тем она содержит исчерпывающие сведения по подготовке и проведению общего собрания собственников помещений в многоквартирном.

Также в расходы по оплате входят расчеты за оказание жилищных услуг. К ним отнесены: пользование помещением на условиях найма, содержание и ремонт жилья, вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Размер оплаты жилищных услуг зависит также от оснований, на которых человек использует помещение. Если это происходит в рамках договора найма, то жильцы будут вносить плату за пользование помещением, его содержание и текущий ремонт.

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», это относительно новый документ, который регулирует все вопросы, касающиеся обеспечения пользователей благами цивилизации. В данном случае речь идет о газе, водоснабжении, электричестве, тепле и канализации. Указанное Постановление также раскрывает суть основных понятий, которые применяются в сфере предоставления коммунальных услуг.

Для собственника жилья расходы носят несколько иной характер. Он несет расходы, связанные с содержанием и ремонтом. Но это касается не только жилого помещения. Сюда относится также общее имущество – конструкция здания, лестничные пролеты, коридоры, чердаки, подвалы, инженерные системы, мусоропроводы, лифты, сушилки.

  1. Жилищный кодекс РФ.
  2. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  3. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
  4. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
  5. Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Вопросы, касающиеся лицензирования деятельности управляющей компании, регулируются ФЗ от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ. Следует отметить, что его нормы не касаются УК в целом. Например, в части 6 статьи 192 ЖК РФ указано, что действие Закона не распространяется на порядок приостановления, возобновления действия лицензии, а на установление оснований для аннулирования лицензии при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г

2. Установить, что организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим постановлением стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления.

Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей — граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее — потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

С 1 июля 2023 г., а в городах федерального значения с 1 июля 2023 г. управляющие организации размещают информацию на сайте ГИС ЖКХ. См. Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29 февраля 2023 г. N 74/114/пр

Постановления Правительства Рф В Сфере Жкх

Постановление Правительства РФ от 30.04.2023 № 533 «Об утверждении Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2009 г. № 14 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 16.10.2023 № 1327 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 № 882 «Об утверждении Правил рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения» (ред. от 16.03.2023)

Постановление Правительства РФ от 25.04.2011 № 318 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (ред. от 18.07.2023)

Постановление Правительства РФ от 09.02.2012 № 108 «Об утверждении перечня категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с отдельными федеральными законами, и оснований включения указанных граждан, а также граждан, имеющих 3 и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов» (ред. от 02.03.2023)

Вам может понравиться =>  Многодетной семьей в рт признается 4 и более ребенка

Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере ЖКХ

Постановление Правительства Нижегородской области «Об утверждении Порядка привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

Постановление администрации города Нижнего Новгорода «Об утверждении Порядка финансирования из бюджета города Нижнего Новгорода расходов за счет субвенции из бюджета Нижегородской области на проведении ремонта жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо жилых помещений государственного жилищного фонда, право пользования которыми за ними сохранено»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09» (вместе с СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы)

Постановление администрации города Нижнего Новгорода «Об утверждении административного регламента администрации города Нижнего Новгорода по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения»

Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил обращения с отходами производства в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным растениям и окружающей среде»

100 нормативных правовых актов в ЖКХ

6. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124)

16. Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410)

25. Постановление Правительства РФ от 28.03.2023 № 289 «О порядке информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом» (вместе с «Правилами информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом»)

16. Изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в следующие сроки:
а) на официальном сайте в сети Интернет, указанном в подпункте «а» пункта 5 и подпункте «а» пункта 5(1) настоящего документа, — в течение 7 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений;
б) в официальных печатных изданиях — в течение 30 дней со дня изменения соответствующих сведений;
в) на информационных стендах — в течение 2 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.

13(1). Информация о средствах товарищества и кооператива должна содержать:
— размер обязательных платежей и взносов, установленный общим собранием членов товарищества или кооператива, для членов товарищества или кооператива;
— сведения об образовании резервного фонда товарищества или кооператива, иных специальных фондов товарищества или кооператива, в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, с указанием размера таких фондов.

18. Предоставление информации по запросу, поступившему в электронной форме, осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом по адресу электронной почты потребителя в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса.
(п. 18 в ред. постановления Правительства РФ от 27.09.2014 N 988)

Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством регионального развития Российской Федерации.

11. В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:
а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;
б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
— план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
— сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
— сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
— сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Новое постановление правительства РФ, позволяющее остановить “беспредел” в сфере ЖКХ, вносит еще одно законодательное дополнение, больно ударяющее по руководству “ушлых” управляющих компаний – на последних теперь могут накладываться крупные штрафы за недопустимое завышение тарифов на обслуживание домов. Неправильное начисление за услуги ЖКХ грозит компаниям штрафной выплатой в размере 50% от некорректно начисленной суммы, что становится первым в истории отрасли “сдерживающим фактором” против стремления “управленцев” покрыть собственные расходы за счет средств собственников жилья на обслуживаемых объектах недвижимости. Ранее, напомним, УК предпочитали злоупотреблять своей возможностью по односторонней корректировке тарифов, начисляя избыточные суммы для покрытия образовавшихся в бухгалтерии предприятия финансовых “дыр”, лишь в очень редких случаях соглашаясь на перерасчет после обращения обнаружившего несоответствующий размер платежа жильца. С учетом количества собственников, обращавшихся в суды для инициирования процедуры перерасчета неправильно начисленных сумм в платежках, никаких административных или денежных потерь для руководства управляющих компаний до принятия документа не существовало.

Подписанием правительственного постановления о внедрении штрафов для управляющих компаний, некорректно начисляющих плату за коммунальные услуги, премьер-министр страны Дмитрий Медведев фактически остановил творящийся в сфере ЖКХ “беспредел”. Согласно тексту утвержденного правительством документа, общедомовые расходы россиян, проживающих в многоквартирных домах, включаются в общее имущество, то есть подлежат прямому контролю и надзору со стороны собственников. Теперь собственники жилья вправе устанавливать предельные лимиты по расходам на общедомовые нужды, лишая УК возможности завышать затраты жильцов искусственными способами – за счет установления завышенных коэффициентов под предлогом непокрытия понесенных на обслуживание объекта затрат по причине большого числа неплательщиков. Должники по услугам ЖКХ были и остаются главным “бичом” отрасли, вынуждающим власти периодически поднимать тарифы под натиском требований УК в рамках стабилизации ситуации в отрасли и во избежание повальных банкротств.

По мнению экспертного сообщества, вместе с недавним постановлением российского правительства, расширяющим возможности общественных организаций по контролю за сферой ЖКХ в России, сегодня можно с уверенностью говорить о “начале конца” эры злоупотреблений со стороны УК, теперь ограниченных законодательными нормами по установлению предельно допустимых тарифов. С 1 января 2023 года общественники вправе проводить комплексные проверки правильности начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги в пользу жильцов многоквартирных домов, что гарантирует быстрое обнаружение неточностей и последующие за этим штрафы в адрес УК в рамках обновленного российского законодательства.

Министерству регионального развития Российской Федерации:


    а) в 2-месячный срок представить по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, и основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530;
    б) в 3-месячный срок:

      — утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по её заполнению;
      — утвердить по согласованию с Федеральной антимонопольной службой примерные условия договора управления многоквартирным домом;
      — представить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, предусматривающих в том числе:
      исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов;
      — порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;
      — порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением газоснабжения, при использовании земельного участка и надворных построек;

    в) в 5-месячный срок утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
    г) в 6-месячный срок утвердить критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта, а также форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учёта и порядок её заполнения.

Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта «б» пункта 4 настоящего постановления.

Установить, что Правила, утвержденные настоящим постановлением:

    а) применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил;
    б) не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549;
    в) вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта «б» пункта 4 настоящего постановления.

Признать утратившими силу со дня вступления в силу Правил, утвержденных настоящим постановлением:

    — постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2501), за исключением пунктов 15 — 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 — 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 января 2023 г.;
    — пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3635);
    — пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2010 г. N 580 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4273).

Постановления Правительства Рф В Сфере Жкх

4. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

5.4.58. координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, контроль за их деятельностью, а также обеспечение взаимодействия указанных органов и иных организаций в связи с подготовкой и проведением XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2023 года в г. Казани;

3. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и настоящим Положением.

5.2.39. акты об определении предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, используемой при расчете средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

10.8. представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных Министерству федеральных государственных предприятий и учреждений, в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных Министерству организаций, заключает, изменяет и расторгает с указанными руководителями трудовые договоры;

Кроме того, с учетом соответствующих положений ч. 2 ст. 22.3 и чЛ ст. 23.49 КоАП РФ уполномоченные должностные лица территориальных органов Роспотребнадзора вправе осуществлять соответствующее административное производство по ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законодательством. Однако при правоприменении указанной нормы необходимо иметь в виду нижеследующее.

Как правило, такая работа, основанная на договоре поручения или какой-либо иной форме соглашения, на практике явно ущемляет права потребителей, так как приводит к принудительному возложению на них обязанностей по отношению к субъекту, который не является и не может являться (без соблюдения необходимых Формальных требований законодательства) по отношению к ним надлежащим кредитором.

В-четвертых, сам размер указанной пени (1%) не соответствует максимально допустимой ее величине, установленной частью 2 ст. 155 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», согласно которой «размер пени при задержке гражданами оплаты жилья и коммунальных услуг не должен превышать одну трехсотую действующей на момент оплаты ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно».

При оценке фактически установленного порядка оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами следует иметь ввиду, что он должен соответствовать общим принципам, заложенным в статье 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» и статье 152 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», и не ущемлять права потребителей в отношении выбора формы соответствующей оплаты.

Указанная защита в первую очередь обеспечивается посредством вступления в судебный процесс для дачи соответствующего заключения по делу или предъявления иска о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей тех или иных действий исполнителя жилищно — коммунальных услуг.

Так, п. 3 постановления «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги руководствоваться заключением независимой экспертизы.

В этих условиях возникает вопрос о разработке механизма, который бы смягчил для населения процесс реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе на режим безубыточного функционирования. Если на предыдущем этапе функционирования ЖКХ увеличение затрат, покрываемых за счет платежей населения, происходило путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то на новом этапе целесообразно сосредоточить усилия на снижении издержек производителей услуг.

Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2004 г. N 89 «Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» утверждены основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Данным документом установлена методология проведения тарифной политики на услуги ЖКХ, синхронизирован процесс бюджетного планирования и процесс изменения тарифов, а также предусмотрена публичность процедуры утверждения тарифов. Важными являются положение, определяющее критерии пересмотра тарифов на жилье и коммунальные услуги, и введение понятия экономически обоснованных расходов. Определен исчерпывающий состав затрат по каждому виду ЖКУ, ограничивающий необоснованное включение непрофильных расходов в структуру тарифа для населения.

Можно предположить, что требования к экспертизе, разработанные муниципальными образованиями на территории различных субъектов Федерации, будут отличаться, отражая многообразие социально-экономических условий. К тому же органы местного самоуправления и так не имеют общей методики при регулировании тарифов для муниципальных предприятий.

В этой связи представляет интерес практика принятия решений по данному вопросу органами местного самоуправления. Так, постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 12 ноября 2004 г. N 4744 «О порядке проведения независимой экспертизы цен и тарифов жилищных и коммунальных предприятий (учреждений) города» утверждено положение об экспертизе, согласно которому финансирование работ по экспертизе может осуществляться за счет бюджетных средств или средств хозяйствующих субъектов. В этих условиях сложно считать экспертизу независимой. Не предусмотрен также конкурсный отбор экспертной организации.

Новое в блогах

Несмотря на то, что формула (9) постановления №307 выглядит немного по-другому, в действительности формула расчета ОДН в строках 2.1 и 2.4 вышеприведенной таблицы полностью соответствует формуле (9). Вот, математическое доказательство данного факта. Согласно строке 2.4: Vi_одн = Vодн * Vi / (Vсчет + Vнорм) = (V дом — V счет — V норм) * Vi / (Vсчет + Vнорм) = (Vi* Vдом / (Vсчет + Vнорм)) — (Vi). Если к полученной величине мы прибавим объем по основной услуге (объем по счетчику Vi), то получим общий объем по услуге с учетом ОДН: (Vi* Vдом / (Vсчет + Vнорм)) — (Vi) + (Vi) = Vi * Vдом / (Vсчет + Vнорм). Полученная формула абсолютно идентична формуле (9), применяющейся для расчета итогового объема с учетом коэффициентов общедомовых счетчиков.

Приведенная формула (Vодн * Vi / Vсчет) не содержит ошибки и отличается от ошибочной формулы постановления №307 в редакции до 6 мая 2011. Ошибка в формуле (9) постановления 307 в редакции до 6 мая 2011 заключается в том, что суммарный расход с учетом корректирующих коэффициентов во всех квартирах дома не будет равен расходу по домовому счетчику. Ошибку можно исправить одним из двух возможных способов:

Расчет ОДН для i-го лицевого счета происходит по формуле (14), а расчет объема соответствующей услуги внутри квартиры для i-го лицевого счета (Vi) происходит по формуле (3) — пропорционально площади i-го лицевого счета (Si): Vi = V дом * Si / S дом. Подразумевается, что Sдом = Сумма(Si) + Sодн

К сожалению, 354-ое постановление не разъясняет порядок расчета платы по двутарифным (двухставочным) приборам учета, дифференцированным по времени суток или по иным критериям. Примечание 2 на последней странице постановления №354, сообщает нам, что «Настоящий порядок расчета размера платы за коммунальные услуги изложен исходя из применения одноставочных тарифов (цен) на коммунальные ресурсы». Это означает, что формулы расчета общедомовых нужд, приведенные в постановлении №354, нельзя применять при наличии двутарифных приборов учета без соответствующих корректировок. Как именно корректировать формулы в постановлении не разъясняется. На следующей странице приведен пример возможной корректировки формул, который реализован в программном продукте «Кварта-С: расчет квартплаты» (www.kvarta-c.ru):

Потребителям услуг в сфере ЖКХ

Также в отдельных случаях, наймодатель обязан проводить капитальный ремонт в приватизированном жилье. Отстаивать свои права собственнику следует, если его квартира приватизирована, но при этом бывший наймодатель на момент приватизации этой квартиры либо ранее не производил капитальный ремонт (который был необходим) в жилых помещениях многоквартирного дома. Обязанность по проведению капитального ремонта, не исполненная бывшим наймодателем на момент приватизации гражданином квартиры, остается за наймодателем до исполнения им этого обязательства.

Собственник квартиры в многоквартирном доме подал иск в суд на орган местного самоуправления (администрацию), в котором просил суд обязать бывшего наймодателя жилого помещения — орган местного самоуправления оплатить замену в своей квартире чугунных радиаторов и стояков отопительной системы, пришедших в негодность по сроку эксплуатации.

Однако, согласно ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», при приватизации гражданами жилых помещений, которые нуждаются в проведении капитального ремонта, «обязанность производить капитальный ремонт дома сохраняется за бывшим наймодателем» (органом государственной власти или органом местного самоуправления). Так как гражданин приватизировал квартиру, прожив в ней до приватизации 30 лет, и за все это время жилищно-эксплуатационная организация не производила капитального ремонта с заменой инженерного и сантехнического оборудования, то за собственником квартиры сохранилось право на замену чугунных радиаторов и стояков отопительной системы, непригодных к эксплуатации, за счет бывшего наймодателя.

УК обязана в согласованные сроки произвести в квартире ремонт оборудования, относящегося к общедомовому: например, — это стояки горячего и холодного водоснабжения и ответвления от них, стояки отопления и ответвления от них, стояки водоотведения, газопровод с отводами и др. (в Ст. 36 Жилищного кодекса и в Пост. Правительства №491 от 13.08.06 — в редакции от 26.03.14г. определено какое имущество в многоквартирном доме в квартире собственника является общедомовым, а какое является частной собственностью гражданина.) Если УК требует дополнительную плату за эти услуги, либо отказывается оказывать услуги вообще, то эти действия будут являться прямым нарушением Закона «О защите прав потребителей». В этом случае, собственник имеет право составить письменную претензию и вручить её нарушителю, а также подать жалобу в Государственную Жилищную Инспекцию, ну а в дальнейшем обратиться с иском в суд на УК, если вопрос так и не буден разрешен досудебно.

Так, предполагается увеличить размер неустойки за несвоевременную оплату жилья и коммунальных услуг (частью 14 статьи 155 ЖК РФ такая неустойка уже предусмотрена, но планируется, что её размер может вырасти). В свою очередь, в соответствии с Проектом федерального закона, ресурсоснабжающие организации должны будут платить неустойку за нарушение правил предоставления коммунальных услуг и неправильный расчет платы за услуги.

Жители Московской области, пользующиеся льготами при оплате коммунальных услуг, обеспокоены тем, как отразится повышение тарифов на значениях в квитанции. Председатель Правительства РФ М. Мишустин заявил, что коррекция графика повышения стоимости услуг не коснется льготников, которые вправе пользоваться услугами жилищно-коммунального хозяйства на особых условиях.

Правительство РФ утвердило предельные индексы изменения размера платы населения за коммунальные услуги в регионах на 2023 год. Власти субъектов РФ и муниципалитеты при установлении новых тарифов не могут превышать максимально допустимые показатели. Индексация платы за КУ в субъектах России произойдёт, как обычно, 1 июля.

Есть возможность внесения платы за услуги ЖКХ в режиме онлайн. Сделать это можно посредством сайта мэра mos.ru, через портал Госуслуги либо сайты предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса столицы. Кроме того, не будет взиматься плата за капитальный ремонт, а действие самой услуги приостановлено.

С первого дня 2023 в столице и по области ожидается рост тарифов на услуги ЖКХ. Ценообразование в этом секторе регламентируется ЖК РФ, в нем фигурируют верхние границы повышений. При этом общий процент за все коммунальные услуги не может быть выше, чем 4,2%.

Все системы в доме должны функционировать в пределах норм. Во избежание серьезных проблем и аварий, управляющая компания должна уделять особое внимание их предотвращению. Все мелкие и несущественные неполадки в любой из систем дома должны устраняться вовремя, до того, как это может привести к катастрофическим последствиям.