Крупная Сделка Для Бюджетного Учреждения

Крупная Сделка Для Бюджетного Учреждения

Согласно части 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для бюджетного учреждения крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Таким образом, для расчета размера крупной сделки используется величина балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, которая отражена по строке 350 графы 10 Баланса (ф. 0503730) и включает остаточную стоимость объектов учета операционной аренды, отражаемых на счетах бухгалтерского учета 011100000 «Права пользования активами».

В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации состав бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений и порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (далее — Инструкция 33н).

Данный показатель включает в себя как показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), так и показатели финансовых активов. К показателям стоимости нефинансовых активов относятся в том числе права пользования активами (остаточная стоимость).

Для расчета размера крупной сделки используется величина балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, которая отражена по строке 350 графы 10 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и включает остаточную стоимость объектов учета операционной аренды, отражаемых на счетах бухучета 011100000 «Права пользования активами».

1. Крупной сделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда государственного или муниципального предприятия либо балансовой стоимости активов казенного предприятия, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.

2. В случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с уставным фондом государственного или муниципального предприятия (балансовой стоимостью активов казенного предприятия) сопоставляется наибольшая из двух величин: цена отчуждения указанного имущества или его балансовая стоимость. В случае приобретения унитарным предприятием имущества с уставным фондом государственного или муниципального предприятия (балансовой стоимостью активов казенного предприятия) сопоставляется цена приобретения указанного имущества.

С начала 2017 года поменялись нормы, связанные с заключением крупных сделок. В частности, изменился порядок оспаривания. Процедуру эту можно проводить только в том случае, если есть все необходимые условия. Если нет хотя бы одного из перечисленных условий, инициировать оспаривание бессмысленно. Судебный орган просто отклонит иск. Рассмотрим все эти условия:

Сделкой будут являться заем, кредитование, залог.
Крупной сделкой будут считаться операции с объектами, стоимость которых равна более 25% от балансовой стоимости активов АО. Информация для анализа берется из отчетности на заключительную дату периода.

  • ООО. Одобрение выдается собранием учредителей. Если сумма операции составляет 25-50% от совокупного капитала субъекта, необходимо обратиться за решением к наблюдательному совету.
  • АО. Сделки одобряются на собрании аукционеров. Иногда решение принимается советом директоров. Если сумма операции составляет более 50% от совокупной стоимости активов, решение нужно получать на собрании акционеров с голосующими акциями.
  • Бюджетные учреждения. Для совершения крупной сделки нужно получить разрешение от органа, который является учредителем субъекта.

В пункте 13 статьи 9.2 ФЗ №7 «О НКО» от 12 января 1996 года указано: крупная сделка может оформляться учреждением только тогда, когда на это есть согласие вышестоящего органа. В этом же законе прописано, что сделка будет считаться крупной, если ее стоимость больше 10% от балансовой стоимости активов.

Для аннулирования крупной сделки необходимо составить иск. Основанием для признания операции недействительной будет статья 173.1 ГК РФ, пункт 4 статьи 46 ФЗ «Об ООО». Ответчиком будет являться ООО и его контрагенты. Для оспаривания нужно доказать наличие этих обстоятельств:

Определение Размера Крупной Сделки В Бюджетном Учреждении На 2021 Год

2014 N Ф03-1113/2014 суд установил, что стоимость приобретенного объекта основного средства превышает 10% стоимости активов федерального бюджетного учреждения по данным бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату, предшествовавшую совершению спорной сделки, то есть является для него крупной (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ). Поскольку сделка совершена без согласования с учредителем, суд признал ее недействительной.

Показательна история налогоплательщика, который посчитал, что, на основании статей 19 и 54 Конституции РФ, вступившие в законную силу поправки о пределах осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов, возможно распространить на предшествующие изменениям правоотношения.

По общему правилу, установленному законодательством, крупной сделкой признается сделка при условии, что ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Бюджетные (автономные) учреждения при этом вправе определить уставом меньший размер крупной сделки.

Чтобы закупать по 223-ФЗ, до начала года БУ должно разместить в ЕИС положение о закупках. В противном случае придется проводить процедуру в рамках госзаказа. Положение утверждается учредителем БУ (п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Читайте, что написать в положении о закупке и как опубликовать его в ЕИС.

  • Если сделка совершается в рамках стандартной хозяйственной деятельности. Например, если общество покупает оборудование необходимое для производственного процесса или берет в банке кредиты на покрытие текущих нужд. Факт обычности сделки каждый раз устанавливается индивидуально.
  • В случаях, при которых доля уставного капитала переходит самому обществу.
  • Если права на имущество общество получает в результате реорганизации.
  • При условии, что сделка относится к публичным договорам, которые заключаются по стандартной, оформленной законодательно схеме.
  • В случаях, когда рассматриваемую сделку общество обязано заключить по закону. И соответственно цены на нее изначально установлены законодательством..
  • Когда сделка заключается на основании предварительного договора, оформленного надлежащим образом.

Крупные сделки бюджетных учреждений

У бюджетных учреждений крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законодательством БУ вправе распоряжаться самостоятельно), с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов БУ, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом БУ не предусмотрен меньший размер крупной сделки .

Еще один важный вопрос: как оценивать стоимость имущества, распорядиться которым планирует БУ? Какая это должна быть стоимость, в Законе прямо не говорится, но на практике речь идет о рыночной стоимости имущества, что находит свое отражение в правилах согласования учреждениями совершения крупных сделок со своими учредителями (см. ниже).

При рассмотрении заявки комиссия вправе запросить у учреждения разъяснения или дополнительные материалы по планируемой крупной сделке. Общий срок рассмотрения заявки не может превышать 30 дней с даты ее поступления. В случае согласования совершения учреждением крупной сделки в решении комиссии определяются сроки его действия.

К сведению. Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

  1. Предмет сделки.
  2. Цель сделки.
  3. Вид сделки.
  4. Сумма сделки.
  5. Предполагаемая дата заключения договора(ов) по сделке (с расшифровкой по каждому договору).
  6. Срок исполнения договора(ов) сторонами (с разбивкой по каждому договору).
  7. Сопутствующие расходы по сделке.
  8. Источник финансирования сделки.
  9. Форма и размер обеспечения исполнения обязательств по сделке, если сделка предусматривает обеспечение.
  10. Перечень имущества, передаваемого в качестве залога, с указанием балансовой стоимости на последнюю отчетную дату и рыночной стоимости (при наличии обеспечения сделки в виде залога).
  11. Порядок выбора контрагента (прямой договор или конкурсная процедура) с разбивкой по каждому договору.
  12. Наименование предполагаемого контрагента (данные приводятся на основе мониторинга рынка).
  13. Иные условия сделки (указываются при их наличии).
  14. Общий объем просроченной дебиторской задолженности учреждения (на дату составления заявки), в том числе по налогам и сборам.
  15. Общий объем просроченной кредиторской задолженности учреждения (на дату составления заявки), в том числе по заработной плате, по налогам и сборам.
  16. Балансовая стоимость активов (на последнюю отчетную дату).

Отчетность за 2019 год бюджетные (автономные) учреждения представляли по обновленным формам. В частности, изменилась и форма Баланса (ф. 0503730). Соответственно, показатель строки 410 графы 10 Баланса (ф. 0503730) с 01.01.2019 уже не является контрольной цифрой для расчета размера крупной сделки.

Специалисты финансового ведомства до 01.01.2019 указывали, что показатель балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения на конец отчетного периода отражается по строке 410 в графе 10 Баланса (ф. 0503730)*(3). Этот показатель до появления обновленных форм бухгалтерской отчетности представлял собой итоговый показатель актива баланса на конец отчетного периода, включая данные расчетов с учредителем. Получается, что ранее при расчете размера крупной сделки не учитывалась остаточная стоимость недвижимого и особо ценного движимого имущества учреждений, которым учреждения не вправе распоряжаться самостоятельно.

Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Это происходит следующим образом. Руководитель автономного учреждения направляет предложение о совершении крупной сделки председателю наблюдательного совета автономного учреждения. А наблюдательный совет рассматривает поступившее предложение в течение пятнадцати календарных дней с момента его поступления, если уставом не предусмотрен более короткий срок.

Отметим, что с 01.01.2019 расчеты с учредителем (счет 0 210 06 000) отражаются в пассиве Баланса (ф. 0503730). То есть, в силу закона с 01.01.2019 расчет крупной сделки должен осуществляться с учетом стоимости недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

Вам может понравиться =>  Какие Документы Надо На Субсидию Пенсионерам На Кварплату

По общему правилу, установленному законодательством, крупной сделкой признается сделка при условии, что ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Бюджетные (автономные) учреждения при этом вправе определить уставом меньший размер крупной сделки.

Решение об одобрении крупной сделки: правила и порядок оформления

  1. Решение о согласии на совершение крупной сделки принимается или всеми участниками организации, или только единственным участником общества.
  2. На общем собрании всех участников ООО подписывается Решение в установленном статьей 181.2 ГК РФ порядке. В том случае, когда мнение учредителей разделяется, окончательное Решение утверждается большинством голосов. Протокол необходимо оформить и заверить у нотариуса, либо заняться этим самостоятельно. Во втором случае необходимо тщательно сверяться с положениями статьи 181.2 (часть 4) ГК РФ.
  1. В Решении об одобрении обязательно указание суммы каждой из заключаемых сделок и никак не суммарная их величина. Формулировка «одобрить сделки на сумму 9 730 000 (девять миллионов семьсот тридцать тысяч) денежных единиц» ошибочна, поскольку ставит перед заказчиком трудную задачу гадать о количестве закрытых сделок участника. Правильная формулировка такова: «максимальная сумма отдельно взятой сделки не должна превышать 9 730 000 (девять миллионов семьсот тридцать тысяч) денежных единиц».
  2. Указание срока действия Решения – обязательное условие. В противном случае срок действия по умолчанию равен одному году. Одна из наиболее частых причин отклонений заявок – истекший срок. Поскольку ограничения срока в законе не предусматривается, то для облегчения дальнейшего участия прописывают срок актуальности подписываемого Решения с запасом: десять, пятнадцать, даже двадцать лет. В Федеральном законе об ООО есть указание на возможность самостоятельного определения срока действия документа, в противном случае его действие по умолчанию принимается за год с момента принятия Решения. Присутствует в нем и оговорка: срок, в течение которого документ об одобрении действителен, может быть определен самой сутью, условиями сделки либо обстоятельствами его принятия.
  • Унитарным предприятием (согласно ст. 23 161-ФЗ) сделка может быть признана крупной при условии, что сумма ее больше 5 млн рублей, либо 10% (и более) от его уставного фонда. У ГУП и МУП крупная сделка происходит исключительно с согласия собственника имущества, иначе она теряет статус законной.
  • Для бюджетных учреждений операции в отношении имущества, стоимость которого составляет больше 10% стоимости активов, находящихся на балансе организации, считаются крупной сделкой, если уставом учреждения не определен меньший размер (ст. 9.2 7-ФЗ). Решение принимается только с предварительного согласия органа, который осуществляет функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Если оно не получено, сделка недействительна. Решение оформляется для каждого конкретного аукциона. Форма согласования такой сделки законом не установлена, согласование осуществляется в произвольной форме.

В редких случаях встречается требование оформлять Решение на конкретную сделку, которую планируется заключить по итогам закупки, или сумма сделки должна быть прописана по установленной Заказчиком форме. Потому так важно внимательно изучать условия, а также тщательно проверять документы перед отправкой и вовремя корректировать их (до регистрации заявки на участие).

  1. В случае, когда акционер АО либо единственный участник ООО выполняет функции исполнительного органа единолично. Это положение опирается на ч.7 ст. 46 14-ФЗ, а также п.1 ч.3 ст. 78 208-ФЗ.
  2. Нет необходимости оформлять одобрение сделки в случае ИП, поскольку получается, что физическое лицо получает одобрение у самого себя.

Крупная Сделка Для Бюджетного Учреждения

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее — Минобрнауки России) по вопросу согласования с Минобрнауки России совершения сделок, связанных с участием учреждений в конкурентных процедурах, проводимых государственными, муниципальными, иными заказчиками в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), сообщает следующее.

В отношении автономных учреждений Минобрнауки России сообщает, что Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 N 662 , а также Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ) установлено, что учредитель федерального автономного учреждения принимает решения по согласованию сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, сделок с имуществом федерального автономного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, а также внесением имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц.

При этом в случае если документацией о закупке предусмотрена денежная сумма, перечисляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или обеспечения исполнения контракта, превышающая 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, то ее перечисление требует согласования с Минобрнауки России как сделки по распоряжению денежными средствами, которая в указанном случае будет являться крупной сделкой.

В этой связи заключение бюджетным учреждением договора (контракта) по результатам конкурентных процедур, проводимых в соответствии с Законом N 44-ФЗ, на поставку этим учреждением товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика не является сделкой по распоряжению денежными средствами или распоряжению имуществом и, соответственно, не может являться крупной сделкой.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15.05.2018 N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и Положением о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 N 682 , Минобрнауки России осуществляет функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Минобрнауки России, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями.

В течение 2019 года все участники госзакупок должны были пройти регистрацию в Единой информационной системе (далее — ЕИС). После регистрации в ЕИС документы передаются в личные кабинеты федеральных площадок автоматически без дополнительной проверки. Таким образом, если у вас в Решении есть ошибка, выяснится это не в момент регистрации в ЕИС, а когда вашу заявку отклонят по этому основанию. Поэтому к подготовке всех документов следует подходить максимально ответственно.

До 2019 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.

Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки.

Крупной считается сделка, связанная с приобретением или отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25 % и больше от балансовой стоимости активов предприятия. Стоимость активов определяют по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (см ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной отвественностью»).

  1. Решение о согласии на совершение крупной сделки принимает общее собрание участников общества. Если общество состоит из единственного участника, он принимает Решение единолично.
  2. Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством. Есть два варианта оформления такого протокола: заверить его нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 статьи 181.2 Гражданского Кодекса РФ.

Поставщик предоставляет решение об одобрении сделок на электронных площадках в составе основного пакета документов еще на этапе регистрации и получения статуса аккредитованной компании. Проверить, соответствует ли документ требованиям, поможет образец решения об одобрении по 44-ФЗ. В конце статьи вы найдете несколько примеров для различных организаций.

Обратите внимание, что учреждение имеет право самостоятельно признать сделку недействительной в такой ситуации. Однако, по нормам действующего законодательства, стороны недействительной сделки обязаны вернуть или возместить все активы, деньги и имущество, переданные при исполнении условий контракта.

Итак, чтобы получить одобрение, потребуется направить соответствующий пакет документов в адрес органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Обратите внимание, что данный орган должен быть наделен соответствующими полномочиями, в противном случае придется перенаправлять обращение за одобрением в вышестоящие структуры.

Для обществ, акционерных или с ограниченной ответственностью, определены критерии оформления документов по одобрению условий договора. Если в учредительных документах общества только один участник, то за его подписью оформляется образец решения единственного участника об одобрении крупной сделки. Если же в обществе более двух учредителей, то вопрос решается на внеочередном собрании, при завершении которого оформляется протокол. Образец протокола одобрения крупной сделки ООО 2 учредителя скачайте в конце статьи.

Для договоров, совершаемых в рамках принятой уставом хозяйственной деятельности, тоже необходимо одобрение. Как правило, оно содержит ограничение по сумме. Максимальная сумма такой операции не ограничивается законом, но у собственника должно быть понимание ее предела.

Крупная сделка – это такая, которая выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности, а цена или балансовая стоимость имущества по сделке составляет от 25% балансовой стоимости активов общества (ст. 46 закона об ООО). П. 12 постановления Пленума ВС разъясняет, где найти балансовую стоимость активов. Это, согласно общему правилу, годовая бухгалтерская отчетность на 31 декабря года, предшествующего сделке. А если общество обязано составлять промежуточную отчетность, то надо ориентироваться на нее.

С этим не согласился управляющий, который подал жалобу в АС Западно-Сибирского округа. Он настаивал, что его подозрения обоснованные. Кроме того, управляющий обратил внимание, что нижестоящие инстанции отказались считать сделки взаимосвязанными и никак не обосновали свое решение.

«Водолазная компания» одержала победу в двух инстанциях. Рыночная стоимость прав и обязанностей по договору аренды, согласно отчету, составила 22,2 млн руб. Согласно бухгалтерской справке, стоимость участка и основных средств оценивалась в 9,6 млн руб. Из этого суды сделали вывод, что сделка крупная, и признали допсоглашение недействительным.

Он указывал, что участники не одобряли эту сделку, хотя она считается крупной и должна была быть одобрена. Она носит безвозмездный характер и не относится к сделкам в процессе обычной хозяйственной деятельности, обращал внимание участник. Две инстанции согласились, что материалы дела подтверждают необходимость признать сделки недействительными. 18-й ААС также отметил, что «Шуховской полигон ТБО» – монополист. Он знал о том, что сделка крупная, и согласился оказывать услуги только при условии перевода долга, а это недобросовестное поведение.

Иначе на дело взглянул АС Уральского округа. Он напомнил, что любая сделка считается совершенной в пределах обычной хозяйственной деятельности, если не доказано иное (п. 9 Постановления Пленума ВС № 27). Истец указывал, что договор был для УК «Дом» безвозмездным, но этого еще недостаточно, чтобы доказать его необычный характер, говорится в постановлении кассации. Ведь в деле нет доказательств, что сделка вынудила «Дом» прекратить деятельность, существенно изменить ее масштабы или вид. АС УО также принял во внимание, что Забава является участником обеих управляющих компаний. Также, по мнению кассационной тройки судей, ничем не обоснован довод, что «Шуховской полигон» мог знать о крупном характере сделки. А то, является ли он монополистом или нет, вообще к делу не относится.

Крупная сделка по федеральному законодательству и основные требования к разрешению на ее осуществление

Под крупной сделкой следует понимать такую сделку, которая выходит за пределы традиционно осуществляемой хозяйственной деятельности конкретного юридического лица: чаще всего это деятельность о продаже акций или имущества юридического лица, если такая сделка может существенным образом изменить экономическое положение такого юридического лица.

  • о тех взаимосвязанных сделках или одной сделке, которые возможно осуществить организации;
  • выгодоприобретатель по такой сделке (то есть юридическое лицо, с которым будет происходить заключение контракта). Однако информация о нем не указывается в том случае, если на момент составления согласия на проведение крупной сделки получить информацию о том, кто это будет, невозможно;
  • цена сделки или общая сумма всех сделок, которые должны подпасть под одобрение;
  • предмет одной сделки или нескольких сделок, которые подпадают под одобрение;
  • другие наиболее важные сведения, например, способ определения потенциального исполнителя.

Согласие на совершение крупной сделки – это специальный документ, который оформляется по итогам рассмотрения возможности заключения такой сделки. Как правило, такое согласие, высказанное учредителями или участниками юридического лица (в зависимости от организационной формы такого лица), или решение на осуществление крупной сделки (одобрение сделки) оформляется в виде специального документа, отражающим предельную стоимость контракта, который может быть заключен в конкретном случае.

  • Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В рамках указанного закона нет конкретной статьи, которая бы регламентировала требование об обязательном предоставлении решения о крупной сделке и использование данного документа. Однако нормы о том, что данный документ должен быть подготовлен и использован, встречаются в большом количестве статей, связанных с участием в электронных торговых процедурах;
  • федеральное законодательство об унитарных предприятиях, акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Данные Федеральные законы говорят о необходимости проведения обсуждения в руководстве юридического лица возможности крупной сделки, а также о том, какая сделка может быть признана крупной (в том числе в процентном соотношении к размеру уставного капитала или балансовой стоимости организации);
  • постановления Правительства Российской Федерации, принятые во исполнение указанных нормативных актов, в том числе с целью формирования порядка определения тех сделок, которые организации могут рассматривать в качестве крупных;
  • приказы Минэкономразвития, принятые во исполнение Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе», в том числе относительно формирования пакета документов, а именно самого решения о признании сделки крупной.

Так как оформление данного решения происходит на основании специального собрания, то легитимность принятого решения может быть доказана на основании составленного протокола такого собрания. Чтобы такой протокол имел юридическую силу, потребуется в нем отразить следующие сведения:

Решили одобрить крупные сделки, заключаемые по результатам процедур закупок товаров, работ, услуг, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иным видам закупок от имени Общества с ограниченной ответственностью «Идеал», на сумму не выше 10 000 000 (десяти миллионов) рублей 00 копеек каждая.

Докладчик предложил одобрить крупные сделки, заключаемые по результатам процедур закупок товаров, работ, услуг, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иным видам закупок от имени Общества с ограниченной ответственностью «Идеал» на сумму не выше 10 000 000 (десяти миллионов) рублей 00 копеек каждая.

Данные о максимальной сумме крупных соглашений указываются и во вторых частях заявок на участие в электронных процедурах. Если цена контрактных обязательств и величина его обеспечения превышают предельную сумму, обычную для финансово-хозяйственной деятельности участника закупки, то в такой ситуации предоставлять решение об одобрении или о совершении крупной сделки в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 66 федерального закона № 44-ФЗ обязательно.

  • гражданин Российской Федерации — Идеалов Антон Сергеевич, имеющий паспорт 0102 345634, выданный отделом УФМС России по Идеальному р-ну в гор. Идеальный, зарегистрированный по адресу: г. Идеальный, ул. Идеалидзе. д. 13, кв. 65;
  • гражданка Российской Федерации — Идеалова Галина Владимировна, имеющая паспорт 1232 765463, выданный отделом УФМС России по Идеальному р-ну в гор. Идеальный, зарегистрированная по адресу: г. Идеальный, ул. Идеалидзе, д. 15, кв. 66.

Участие в закупках подразумевает регистрацию потенциальных поставщиков не только на электронных площадках, но и в Единой информационной системе. Если исполнитель авторизовался на ЭП в срок до 31.12.2018, то ему надлежит осуществить регистрацию в Единой информационной системе не позднее 31.12.2019.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом N 223-ФЗ и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

При этом требования к содержанию решения о согласии на совершение крупной сделки установлены в части 4 статьи 79 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ), в части 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ).

В соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсах и аукционах должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения, в случае если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

Согласно части 1 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок.

Подпунктом «с» пункта 5 Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1752, установлено, что для регистрации юридического лица уполномоченное лицо формирует в том числе решение (копию решения) о согласии на совершение крупных сделок или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки — юридического лица или иностранного юридического лица (либо аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица) с указанием максимальных параметров условий одной сделки.

Порядок совершения крупной сделки

Например, согласно Порядку предварительного согласования крупных сделок с участием муниципальных бюджетных и автономных учреждений муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденному Постановлением Администрации г. Симферополя от 14.06.2016 N 1284, для получения предварительного одобрения совершения крупной сделки учреждение должно представить в наблюдательный совет следующие документы, оформленные надлежащим образом:

  • автономным учреждением только с предварительного одобрения наблюдательного совета (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ);
  • бюджетным учреждением с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).

Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ).

  • проекта сделки (договора) со всеми приложениями к нему;
  • проекта конкурсной (аукционной) документации на размещение заказа (в случае намерения совершения крупной сделки учреждением в качестве заказчика) с приложением проекта решения о создании комиссии по размещению заказа;
  • обосновывающих материалов по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • расчета цены сделки как критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования;
  • проектной документации (на электронном носителе) с приложением копии заключения государственной экспертизы или негосударственной экспертизы (заверенной в установленном порядке) по проектной документации (в случае намерения совершения крупной сделки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также работ по сохранению объектов культурного наследия);
  • ведомости объемов и стоимости работ (в случае намерения совершения крупной сделки на выполнение работ по ремонту объектов капитального строительства).
  1. заявление о предварительном согласовании совершения крупной сделки. В заявлении указываются:
  • предмет сделки;
  • предварительная цена сделки в рублях (числом и прописью), включая налог на добавленную стоимость;
  • информация о сторонах сделки (при наличии);
  • сроки исполнения обязательств по сделке;
  • информация об источниках финансирования сделки;
  • информация о способности (обеспеченности) исполнения обязательств учреждения по сделке;
  • информация об обосновании целесообразности совершения сделки;
  • информация о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности учреждения;
  • иные существенные условия сделки, установленные законодательством РФ;
  1. проект договора (контракта), содержащего все условия предполагаемой сделки со всеми приложениями к нему;
  2. копию конкурсной документации, документации об аукционе (в случае намерения учреждения принять участие в конкурсе, аукционе);
  3. информацию об определении цены сделки (в случае намерения учреждения заключить сделку с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем));
  4. подготовленный в соответствии с действующим законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, осуществленную не ранее чем за три месяца до представления отчета;
  5. сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат возникновения задолженности перед бюджетами бюджетной системы РФ (в том числе государственными внебюджетными фондами) и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная);
  6. баланс учреждения на последнюю отчетную дату;
  7. опись направляемых документов.

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

6. В случае неполноты либо недостоверности сведений в представленных документах, а также в случае необходимости представления дополнительно документов в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в письменной форме уведомляет Академию о необходимости представления соответствующих документов с указанием срока их представления. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2018 № 1168)

6. В случае неполноты либо недостоверности сведений в представленных документах, а также в случае необходимости представления дополнительно документов в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в письменной форме уведомляет Академию о необходимости представления соответствующих документов с указанием срока их представления. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2018 № 1168)

3. Документы, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, подписываются (заверяются) президентом Академии (лицом, исполняющим его обязанности) или заместителем президента Академии, уполномоченным на основании доверенности на совершение крупной сделки, и главным бухгалтером Академии и представляются прошитыми, пронумерованными и скрепленными печатью.

7. В случае если планируемая к заключению крупная сделка не соответствует целям и видам деятельности Академии, и (или) совершение крупной сделки приведет к невозможности осуществления Академией деятельности, цели, предмет и виды которой определены ее уставом, и (или) планируемая к заключению крупная сделка противоречит законодательству Российской Федерации и устранить противоречия не представляется возможным, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, в установленном порядке вносит в Правительство Российской Федерации проект распоряжения Правительства Российской Федерации об отказе в предварительном согласовании крупной сделки. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2018 № 1168)

2. Для принятия Правительством Российской Федерации решения о предварительном согласовании совершения Академией крупных сделок Академия представляет в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации на бумажном и электронном носителях следующие документы: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2018 № 1168)

Если для принятия решения о предварительном согласовании крупной сделки требуются дополнительные материалы и/или разъяснения, отдел финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива направляет в учреждение запрос об их представлении.

Поступившее в Росархив в письменном виде обращение рассматривается отделом финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива, который готовит мотивированное заключение о возможности его согласования (либо отказе в согласовании) и проект соответствующего решения Росархива, согласованный в зависимости от специфики сделки с соответствующими структурными подразделениями Росархива и курирующим заместителем руководителя Росархива.

Настоящий Порядок предварительного согласования совершения подведомственным Росархиву федеральным бюджетным учреждением крупных сделок (далее – Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 19, ст. 2291) в целях повышения эффективности управления закрепленного за ним федеральным имуществом и усиления ответственности его руководителя.

Для получения предварительного согласия на совершение крупной сделки учреждение направляет в Росархив письменное обращение, подписанное директором учреждения (лицом, исполняющим его обязанности) или лицом, уполномоченным совершать действия от его имени по доверенности, которое должно содержать следующую информацию:

Сделка или несколько взаимосвязанных сделок, совершаемые подведомственным Росархиву федеральным бюджетным учреждением (далее – учреждение), по распоряжению денежными средствами, отчуждению имущества (которым в соответствии с законодательством Российской Федерации учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также передача такого имущества в пользование или в залог считается крупной сделкой при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Расчет Размера Крупной Сделки Для Бюджетного Учреждения 2021

Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки.

Федеральный Закон № 7 от 12.01. 1996г. дает определение понятию крупная сделка для бюджетных организаций. Таковой она признается при условии, что в ней оперируют денежными средствами или имуществом на сумму, превышающую 10 % от балансовой стоимости активов этого учреждения. Определяются они, исходя из бухгалтерских отчетов за последнюю отчетную декаду. Исключениями будут ситуации, при которых Устав организации позволяет признать крупной сделку при меньших суммах.

Данный показатель включает в себя как показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), так и показатели финансовых активов. К показателям стоимости нефинансовых активов относятся в том числе права пользования активами (остаточная стоимость).

К заявлению нужно приложить подтверждающие документы. В частности, это бумага о том, что истец владеет 1% и более голосов от общего числа. Таким документом может стать выписка из ЕГРЮЛ, перечень участников ООО. К заявлению также рекомендуется приложить эти бумаги:

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований законодательства, может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения крупной сделки наблюдательным советом автономного учреждения). Обязанность по представлению доказательств того, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения крупной сделки, лежит на лице, обратившемся в суд с иском о признании сделки недействительной.

Расчет размера крупной сделки в 2019 году

Оба указанных закона устанавливают порог крупной сделки (или нескольких взаимосвязанных сделок) в размере 10 % балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного или автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Ограничение возможности самостоятельно заключать договор, контракт, цена которого превышает определенный порог (крупная сделка), установлено п. 13 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 14, 15 Федерального закона от 03.11.2006 № 174 ФЗ «Об автономных учреждениях». Бюджетное учреждение может совершить крупную сделку в 2019 году только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономное – с предварительного одобрения крупной сделки наблюдательным советом автономного учреждения. Предметом сделки при этом является:

Например, в начале 2019 года, когда внутригодовая отчетность отчетного 2018 года еще не составлена, показатель актива для расчета критерия отнесения сделки к крупной определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 01.01.2018 (получается, что, по сути, берется отчетность за 2017 год). И поскольку показатели баланса (ф. 0503730), сформированного до внесения изменений Приказом Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н, меньше составленных по новой форме, то и размер «несогласуемой» сделки будет меньше. После представления отчетности за 2018 год размер крупной сделки увеличится, но это будет действовать только для вновь заключаемых контрактов (договоров).

Подход, согласно которому размер крупной сделки рассчитывается как 10 % от показателя строки 410 на конец отчетного периода, неоднократно подтверждался Минфином (см., например, Письмо от 18.10.2013 № 02 06 10/43703). В 2016 году было издано Письмо от 25.03.2016 № 02 07 10/17076, предписывающее базу расчета, то есть показатель строки 410, уменьшить еще и на остаточную стоимость особо ценного имущества, в отношении которого учреждение не обладает самостоятельным правом распоряжения (показатель строки 338 баланса (ф. 0503730), действовавшей до отчетности за 2018 год). На самом деле в таком уточнении не было необходимости, поскольку показатели строки 338 и так отражались в отрицательном значении согласно правилам заполнения баланса в редакции от 17.12.2015, то есть дополнительно уменьшать показатель строки 410 было не нужно.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) – возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ).

Для расчета размера крупной сделки используется величина балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, которая отражена по строке 350 графы 10 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и включает остаточную стоимость объектов учета операционной аренды, отражаемых на счетах бухучета 011100000 “Права пользования активами”.

В случае, если бюджетное (автономное) учреждение не выполнит требования по согласованию (одобрению) крупной сделки, то такая сделка может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя. Для признания сделки недействительной нужно будет доказать, что другая сторона о сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения).

Под крупной сделкой следует понимать такую сделку, которая выходит за пределы традиционно осуществляемой хозяйственной деятельности конкретного юридического лица: чаще всего это деятельность о продаже акций или имущества юридического лица, если такая сделка может существенным образом изменить экономическое положение такого юридического лица.

В каждом из перечисленных случаев необходимо осуществлять обсуждение совершаемой или потенциальной крупной сделки в кругу руководителей или с тем государственным или муниципальным органом, который является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств для такого юридического лица.

Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Это происходит следующим образом. Руководитель автономного учреждения направляет предложение о совершении крупной сделки председателю наблюдательного совета автономного учреждения. А наблюдательный совет рассматривает поступившее предложение в течение пятнадцати календарных дней с момента его поступления, если уставом не предусмотрен более короткий срок.