Можно ли в 2022 поступать в вуз после коледжа на основе внутреннего экзамена

Большинство вузов, которые, как и раньше, принимают выпускников колледжей по собственным экзаменам, устанавливает ограничение: внутренние испытания вместо ЕГЭ обладатели среднего профобразования могут сдавать, только если совпадают направленности (профили) уже изученных программ СПО и тех, на которые поступает абитуриент в бакалавриат или специалитет. Соответствие направленностей вузы устанавливают сами – для примера приложение к правилам приема в РАНХиГС. Если профиль СПО не родственный – то есть не совпадает с направлением/специальностью высшего образования – то сдавать придется ЕГЭ, а не внутренний экзамен.

Допустим, в правилах приема написано, что выпускники колледжей могут поступать по внутренним экзаменам вуза. Но абитуриент хотел проверить свои силы и сдал ЕГЭ. Баллы получил высокие. В этом случае ему совсем необязательно испытывать судьбу в надежде получить еще более высокие баллы на внутренних экзаменах, чтобы поступать с этими отметками. Он может подать документы только с результатами ЕГЭ.

  • по внутренним вступительным экзаменам по предметам ЕГЭ – таким же, как и для остальных абитуриентов (в правилах приема вузов они называются «общеобразовательные вступительные испытания»);
  • по внутренним вступительным экзаменам по предметам ЕГЭ, но с учетом профиля программы, на которую поступает абитуриент («профильные вступительные испытания», например, прикладная химия);
  • только по результатам ЕГЭ – наравне с абитуриентами, поступающими после школы;
  • по комбинации результатов ЕГЭ и внутренних экзаменов вуза.

Еще вариант внутреннего экзамена для поступающих на базе СПО – профессионально ориентированные предметы ЕГЭ, например, медицинская химия и медицинская биология в РНИМУ им. Пирогова; математика в технологических процессах – в МГТУ им. Баумана; философия технологий вместо обществознания/истории, технология строительства/основы машиностроения (в зависимости от программы) вместо физики, элементы высшей математики вместо математики профильного уровня – в Политехе Петра Великого.

Минобрнауки обновило правила приёма в вузы

Для поступающих на базе среднего общего образования (после 11-го класса) возможность зачесть вместо ЕГЭ (то есть не дополнительно к нему, а вместо него) вступительный экзамен в вузе, как и раньше, не предусмотрена. Для них баллы за вступительные в вузе по-прежнему могут быть лишь дополнительными к баллам ЕГЭ (как обычно — в отдельных университетах, которым предоставлено право проводить такие допэкзамены, например в МГУ имени М. В. Ломоносова).

«В качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из результатов, которые имеются у поступающего и составляют не менее установленного организацией минимального количества баллов (результат ЕГЭ, или результат общеобразовательного вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно, или результат вступительного испытания на базе профессионального образования, или результат централизованного тестирования, признаваемый в соответствии с порядком, установленным организацией высшего образования)».

Из-за того, что там через союз «или» перечислялись ЕГЭ и вступительные экзамены самого вуза, многие поняли этот пункт таким образом: якобы всем абитуриентам дадут варианты на выбор — поступить по результатам ЕГЭ или общеобразовательного вступительного экзамена, который проводит сам вуз. Чтобы можно было сдать, например, и ЕГЭ, и общеобразовательный экзамен в вузе, посмотреть, где выше получились баллы, — и предъявить на конкурс наиболее выгодные результаты.

«В качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из результатов вступительных испытаний, которые имеются у поступающего и составляют не менее установленного минимального количества баллов, в соответствии с установленными на основании пунктов 15 — 17.1 Порядка перечнем и формой вступительных испытаний».

А вот возможность учесть либо ЕГЭ, либо вступительные испытания, проводимые самим вузом (в зависимости от того, где баллы выше), касается лишь тех, кто поступает не сразу после школы, а с дипломом о среднем специальном образовании (СПО). Ведь ничто не мешает им и сдать ЕГЭ, и пройти испытания в университете. К тому же у них может быть действительный результат ЕГЭ, который они сдавали ещё до поступления в колледж, если эти ребята пошли туда после 11-го класса. Как раз у таких абитуриентов могут быть одновременно результаты ЕГЭ и экзамена в вузе по одному и тому же предмету, но с разными баллами. Однако, если из предложенной летом формулировки пункта 18 Порядка следовало, что в таком случае для поступления нужно зачесть наивысший результат либо ЕГЭ, либо вступительного в вузе, то из финальной формулировки это напрямую не следует. Вероятно, на этот счёт понадобятся отдельные разъяснения Минобрнауки. Кстати, в порядке приёма выпускников на базе профессионального образования кое-что поменялось. Об этом ниже.

Согласно пункту 16 Порядка приёма с 2022 года вступительные испытания (далее –ВИ) на базе СПО будут проводиться в соответствии с направленностью (профилем) образовательных программ СПО, родственных программам бакалавриата, программам специалитета, на обучение по которым осуществляется прием. Если поступающие на базе СПО подпадают под действие пункта 17 Порядка (например, инвалиды), то они могут сдавать общеобразовательные ВИ, проводимые организацией самостоятельно. Требование профильности ВИ на базе СПО не является обязательным для ВИ по русскому языку.

Приказом Минобрнауки России от 13 августа 2021 г. № 753 внесены изменения в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 21 августа 2020 г. № 1076 (далее — Порядок), в части приёма на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета лиц, поступающих на обучение на базе среднего профессионального образования (далее — СПО).

Какие ВИ могут проводить вузы для поступающих на базе в СПО в 2022 году? Как принять обоснованное решение о целесообразности поступления на обучение по результатам ВИ, проводимых вузами, или на основании результатов ЕГЭ? Какая информация о ВИ на базе СПО размещена на сайте вуза? Ответы на эти вопросы ищите в инфографике.

Новые правила приема в вузы с 2022/2023 года

Минобрнауки России утвердило приказ от 13 августа 2021 № 753 «О внесении изменений в приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 г. № 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» с правилами приема студентов в вузы.

Подать документы по-прежнему можно максимум в 5 вузов. Также вуз будет самостоятельно устанавливать максимальное количество специальностей и направлений подготовки, по которым абитуриент сможет участвовать в конкурсе — раньше было можно не больше 3 направлений, теперь от 2 до 10 направлений.

Те, кто имеет право подавать заявление о поступлении без вступительных испытаний, могут использовать свое право при подаче документов только в один вуз только на одну образовательную программу по своему выбору. На это не влияет количество оснований поступления без вступительных испытаний.

  • победители и призеры Всероссийских олимпиад школьников;
  • золотые медалисты Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр;
  • чемпионы мира или Европы в любом виде спорта;
  • члены российских сборных международных олимпиад по общеобразовательным предметам (профильные направления).

Поспорим, хороших результатов ЕГЭ недостаточно для поступления в вуз? Важно заранее разобраться с самой процедурой поступления, чтобы организационные вопросы не подвели вас в последний момент. Мы знаем, какими будут новые правила поступления в вузы в 2022/2023 году, а вы?

Исключение составляет русский язык. Он обязателен для всех поступающих вне зависимости от предыдущего образования. Вуз самостоятельно принимает решение, профилировать русский или оставить общеобразовательным, но профилирование русского мне пока не встречалось.

Если выпускник школы мог сдать ЕГЭ один раз и направить его результаты во все вузы страны, выпускнику учреждений СПО приходилось сдавать экзамен в каждом вузе по местным правилам. Например, на экзамене по физике один вуз мог спрашивать теорию, а другой — просить решить несколько задач.

Теперь вторая опция — с экзаменами по школьным предметам — недоступна. Университет должен для каждого общеобразовательного вступительного испытания установить соответствующее вступительное на базе профессионального образования или принимать только по ЕГЭ — эта опция остается у абитуриента всегда. В первом случае бывший студент колледжа вместо математики, к примеру, будет сдавать математику в технических науках, а вместо информатики — информатику в технических науках.

Сдавать экзамены по общеобразовательным предметам по правилам, установленным вузом. Если от школьников требовали русский язык, математику и физику, то и от выпускников учреждений СПО требовали аналогичные экзамены. Но форму сдачи вуз устанавливал сам — обычно это письменная работа по билетам. Такой формат был самый частый.

По идее, норма призвана облегчить выпускникам учреждений СПО поступление в вуз по профильной специальности. Пришел и сдаешь то, что учил в колледже. Но вуз может установить на разные специальности разные экзамены. В таком случае, если подавать документы сразу на несколько специальностей, разных вступительных будет слишком много.

К освоению образовательных программ допускаются лица, имеющие образование соответствующего уровня, подтвержденное: при поступлении на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета — документом о среднем общем образовании или документом о среднем профессиональном образовании и о квалификации, или документом о высшем образовании и о квалификации” .

“К освоению образовательных программ допускаются лица, имеющие образование соответствующего уровня, подтвержденное: при поступлении на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета — документом о среднем общем образовании или документом о среднем профессиональном образовании и о квалификации, или документом о высшем образовании и о квалификации”.

“Обучающиеся СПО участвуют в ЕГЭ по следующим учебным предметам: русский язык, математика профильного уровня, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — по своему выбору для предоставления результатов ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета” .

Но разные организаторы по-разному подходят к ответу на этот вопрос. Кто-то говорит, что студенты СПО в принципе уже не школьники. Кто-то говорит, что если вы ушли после девятого класса, то в колледже осваиваете программу среднего общего образования, поэтому имеете право принимать участие.

  • Намечается тревожный “звоночек” в виде запрета выпускникам СПО сдавать ВИ. На мой взгляд, это существенный минус, который в какой-то мере может перечеркнуть весь смысл поступления в СПО после девятого класса.
  • Далеко не все выпускники СПО продолжают обучение в вузах. Многие из них стараются идти не на очную форму обучения, т.к. понимают, что теоретическим материалом уже владеют. А в ходе практик в колледжах уже нашли место работы (или стажировки), поэтому им сложно совмещать очный формат учебы.
  • При этом сказать, что в колледж идут только те, кто не сдал бы ЕГЭ, тоже не верно. На популярные специальности зачастую можно увидеть средний балл аттестата — 5.
Вам может понравиться =>  Почетный Донор Воронеж Льготы

Как правило, будущих студентов интересует не только то, как поступить в ВУЗ после колледжа, но и с какого курса продолжится их дальнейшее обучение. Если говорить об общеустановленных нормах, в ВУЗ выпускники колледжей поступают на 1 курс. Однако за каждым учебным заведением законодательство оставляет право индивидуального решения этого вопроса. По некоторым программам такие поступающие могут сразу же начать учиться со 2 или 3 курса. Многое зависит от того, какие предметы входили в программу абитуриента во время пребывания в стенах колледжа.

Наличие университетов и институтов, проводящих внутренние вступительные испытания для выпускников колледжей, делает не столь необходимой сдачу становящегося традиционным ЕГЭ. Абитуриент с дипломом о среднем профессиональном образовании может продолжить обучение в ВУЗе; но для этого ему требуется пройти проверку имеющихся знаний непосредственно в выбранном учебном заведении. Проводится она чаще всего в письменной форме или в виде теста. Даты испытаний определяются самим ВУЗом. Подведением итогов занимается специально назначенная руководством учебного заведения комиссия.

Выпускники школ, желающие поступить в ВУЗ, согласно действующему законодательству должны предоставлять результаты ЕГЭ. Но если речь идет о выпускнике колледжа, то порядок его поступления определяется правилами внутреннего распорядка отдельно взятого ВУЗа. Как правило, желающим поступить в ВУЗ без ЕГЭ после колледжа не приходится сталкиваться с особыми препятствиями. Большая часть учебных заведений обычно проводит вступительные тестирования по трем-четырем предметам. Лишь некоторые ВУЗы, хотя их и не так много, требуют при поступлении результаты ЕГЭ.

В последние годы молодые люди все чаще выбирают нестандартные сценарии касательно собственного профессионального пути. Учащиеся отходят от привычной схемы «школа — ВУЗ — работа». Они нередко предпочитают сначала поступить в колледж, чтобы затем трудиться по профессии, или продолжить обучение в ВУЗе.

Другие учащиеся предпочитают сначала окончить техникум, чтобы как можно скорее получить профессию, начать зарабатывать на жизнь. Третьи изначально не обременены амбициями, отдавая предпочтение скромному диплому колледжа. Но затем, уже в процессе трудовой деятельности, приходят к выводу о необходимости получить высшее образование. Ведь работа на многих должностях предполагает наличие ВУЗовского диплома.

✔ Согласие на зачисление и оригинал аттестата в 2022 году всё-таки надо будет приносить в приёмные комиссии до зачисления, а не после (либо самому, либо через доверенное лицо, либо выслать по почте). Двойные и даже тройные зачисления одних и тех же лиц решено исключить, вернувшись к старой практике. Риск не поступления, как для абитуриентов 2021 года.

✔ Сдавшие ГВЭ выпускники теперь не могут поступать, сдав внутренние испытания в вузе. В 2022 году приём возможен только на основании баллов ЕГЭ. Исключение составляют выпускники с ОВЗ. Получается, что сам факт сдачи ГВЭ теперь не является основанием для сдачи ВИ в вузе.

Поступление в вуз после колледжа 2022

В соответствии с законодательством, вузы сами определяют категории вступительных испытаний (результаты ЕГЭ или внутренний экзамен), чаще всего сочетая их. Однако возможна и ситуация, когда для лиц с дипломом о среднем специальном образовании будут установлены только вступительные экзамены (или они будут сочетаться с возможностью предоставления результатов ЕГЭ). В такой ситуации, выпускник колледжа может обойтись без необходимости сдавать Единый госэкзамен.

Конкретный перечень испытаний и порядок прохождения определяет сам вуз. Например, если для поступления на специальность «Строительство», выпускникам общеобразовательных школ необходимо предоставить итоги ЕГЭ по русскому языку, физике и математике, то для тех, кто имеет диплом колледжа, ситуация будет другой:

  • Московский государственный университет. Отдельные факультеты этого вуза могут устанавливать свои правила приема, так для поступления на юрфак нужно сдавать внутренний экзамен по обществознанию, в других случаях это может быть математика или физика.
  • Московский государственный технический университет им. Баумана. На выбор поступающего он сдает внутренние испытания или предоставляет результаты Единого госэкзамена.
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Абитуриенты получают возможность сдавать внутренние экзамены если поступают на ту же специализацию, что и полученная в колледже. На отдельные направления, например, «Медиакоммуникации», нужно сдавать дополнительное творческое испытание.
  • Московский государственный профессионально-педагогический университет. При поступлении в этот вуз у лиц, закончивших колледж, тоже есть выбор – сдавать внутренний экзамен или предоставить результаты ЕГЭ.
  • Московский государственный юридический университет. Если абитуриент поступает на то же направление, по которому он обучался в колледже, то вступительные испытания в этом вузе могут проводиться по упрощенной схеме.

Обучение в среднем специальном учебном заведении многие выпускники рассматривают не просто как возможность получения востребованной специальности, но и как вариант для дальнейшего поступления в вуз. Правила зачисления для лиц, окончивших лицеи и колледжи отличаются от тех, что рассчитаны на абитуриентов со школьным аттестатом.

  • Плюсы – внутренний экзамен в вузе, как правило, проще ЕГЭ, поэтому процедура подготовки и сама сдача не будут такими сложными, как при прохождении Единого госэкзамена. Это экономит и время, и нервы абитуриента.
  • Минусы – результаты внутренних испытаний актуальны только для одного вуза и в конкретный период. В другом месте или в иное время (например, на следующий год) их не примут, и экзамен нужно будет проходить заново. Это при том, что итоги ЕГЭ действительны в течение 4 лет после сдачи и их можно подать в 5 любых высших учебных заведений на выбор поступающего.

Как поступить в вуз после колледжа

Абитуриенты после колледжа сдают те же самые общеобразовательные предметы, что и после школы, но и тут есть нюансы — конкретный вуз или факультет может выдвинуть свои требования к абитуриентам с дипломом СПО, например, заменить один из предметов на другой экзамен. При этом количество вступительных испытаний для школьников и выпускников колледжей должно быть одинаковым, то есть сдавать «лишние» предметы после колледжа вам не придётся.

Что именно придётся сдавать абитуриенту с дипломом СПО, определяет вуз. В большинстве случаев выбор, что именно сдавать, предоставляется абитуриенту. Однако у вузов есть право принимать учащихся колледжей только по результатам ЕГЭ или только после внутренних экзаменов.

Обучение в колледже возможно только на платной основе, однако по результатам обучения предоставляется возможность поступления в вузы-партнеры без экзаменов, по результатам собеседования. Обучение в вузах-партнёрах происходит по ускоренной программе (3–3,5 года). В списке вузов-партнеров: РАНХиГС при Президенте РФ, МАДИ,; МГУТУ им. К.Г. Разумовского, МТУСИ, РЭУ им. Г.В. Плеханова и другие. Направления подготовки:

Если абитуриент с дипломом СПО поступает на специальность или направление подготовки, которое относится к той же группе специальностей, что и профессия, полученная им в колледже, общеобразовательные вступительные испытания для него могут заменить на иные вступительные испытания.

Поступление в колледж на базе 9 и 11 классов, зачисление на бюджет по результатам конкурса аттестатов. Колледж входит в состав Российского нового университета, его выпускники получают возможность продолжить обучение в РосНОУ по ускоренной программе, но для поступления надо сдавать экзамены на общих основаниях. Направления подготовки:

Словом, более или менее все остается на своих местах. Для вас это значит следующее: нужно сдавать минимум три ЕГЭ: русский и два предмета по выбору. Хотя вариативный ЕГЭ немного добавляет вам вариантов поступления. При этом, если ни один из ваших предметов по выбору не является математикой, прибавьте к этому еще ЕГЭ по математике базового уровня, на аттестат. Напомним, на 2022 год его пока никто не отменял.

Документ устанавливает один обязательный экзамен для всех специальностей и направлений подготовки высшего образования — русский язык. Базовая математика тоже остается обязательной, но уже для получения аттестата. Вузы ее не засчитывают (если в вуз нужна математика, сдавайте «профиль»).

Вам может понравиться =>  Льготы Для Матерей Одиночек 2022

Получается, что с 2022 года вузам придется разрабатывать альтернативные экзамены по всем предметам, кроме русского языка, и создавать для них программу сдачи. Приказ с этим требованием вышел 14 сентября, а срок завершения разработки экзаменов на данный момент уже прошел — это было 1 ноября.

Несмотря на то, что поступить в вуз теперь можно практически с любой комбинацией ЕГЭ, мы призываем вас к осознанному выбору направления обучения и университета. Отталкивайтесь не от набора экзаменов, которые хотите и можете сдавать, а от того, чем планируете заниматься в будущем. Далее изучайте информацию о вузах и списках экзаменов, которые они требуют. Составляйте для себя перечень экзаменов и начинайте подготовку.

Для поступления на программу «Экономика предприятия и предпринимательство» в РУДН необходимо представить результаты по русскому языку и профильной математике, а также результат еще одного предмета на выбор. Это может быть обществознание, история, иностранный язык, информатика или география.

Третий вариант подходит выпускникам СПО, которые сдавали внутренний демонстрационный экзамен в формате WorldSkills и получили соответствующий документ. В этом случае вместо одного из результатов внутренних экзаменов мы засчитываем экзамен в формате WorldSkills. Таким образом, абитуриент приносит один результат WorldSkills и сдаёт уже два экзамена, а не три.

Например, абитуриент собирается поступать на факультет химической технологии и биотехнологии. По новым правилам, он может выбрать, результат какого ЕГЭ приложить — по химии или по биологии. В итоге у выпускников, которые сдают не три экзамена, а четыре или пять, появляется больше вариативной возможности, и увеличивается фактор участия в конкурсе, потому что они выбирают максимальный балл из имеющихся.

Направить на целевое обучение за счёт федерального бюджета могут органы государственной власти и самоуправления, либо юридические лица, в уставном капитале которых есть доля, находящаяся в собственности Российской Федерации или субъекта РФ, то есть государственные компании, корпорации. Обычное общество с ограниченной ответственностью может реализовывать целевую подготовку только за свой счёт (взять расходы за обучение студента на себя).

Раньше последний приказ о зачислении издавался 8-го августа. Если кто-то после издания приказа по разным причинам забирал документы, освободившиеся места пропадали. Сейчас университеты имеют право занимать вакантные места абитуриентами, которые находятся в списках ниже по рейтингу.

Когда было две волны поступления, абитуриент мог написать согласие о зачислении на менее привлекательное направление, на которое проходил по первой волне, и благополучно его забрать и отнести документы в другое место, если в ходе второй волны появился шанс поступить на приоритетное направление.

Все абитуриенты зачисляются строго на первый курс. В некоторых вузах студентам со средним специальным образованием дают возможность пройти обучение по ускоренной программе. Но такой план обучения, во-первых, не обязателен и вводится только по усмотрению руководства конкретного вуза. А во-вторых, он позволяет перезачесть лишь те учебные дисциплины, которые студент ранее освоил в техникуме.

  • Возможность обучаться на бюджете. Даже если среднее специальное образование было получено на бесплатной (бюджетной) основе, претендовать на поступление на бюджет в вуз никто не запрещает. Для этого нужно успешно пройти конкурсный отбор и «показать» приемной комиссии более высокую сумму баллов, чем у других абитуриентов.
  • Возможность выбора профессии. Наличие диплома медсестры не запрещает выпускнице медколледжа подать документы в экономический вуз или отправиться учиться IT-специальности. При этом лишь важно помнить, что сам факт наличия среднего профессионального образования не сыграет в новом обучении никакой роли: и поступать, и учиться придется на общих основаниях.

Наличие среднего специального образования предоставляет возможность работать по профилю с момента окончания техникума или колледжа. Выпускники этих учебных заведений могут выполнять задачи, которые соответствуют уровню квалификации младшего специалиста. Но для построения успешной карьеры такого уровня знаний, как правило, недостаточно. Для продвижения по карьерной лестнице в любой сфере, будь то юриспруденция, здравоохранение или госслужба, необходимо высшее образование.

  • сдача всех дисциплин в виде вступительных экзаменов;
  • возможность выбрать лучший балл по одной из дисциплин – попросить зачесть результаты ЕГЭ или экзамена, с которым абитуриент отлично справился;
  • обязательная замена результатов ЕГЭ на экзамен по значимым для вуза дисциплинам.
  • Первый — пройти вступительные испытания по тем же дисциплинам, которые сдавали выпускники школ. Например, для поступления на специальность «Экономист» бывшие 11-классники предоставляют результаты ЕГЭ по дисциплинам: русский язык, обществознание и математика. Выпускнику колледжа придется сдавать эти дисциплины в качестве вступительных экзаменов.
  • Второй ― предоставить результаты ЕГЭ, полученные в течение года. Если у абитуриента есть сертификат по какой-то из дисциплин, необходимых для поступления, можно предоставить его конкурсной комиссии, эти баллы будут зачтены. Если же результатами ЕГЭ абитуриент недоволен, он может не предоставлять сертификат, а сосредоточиться на сдаче вступительных экзаменов.

Наличие университетов и институтов, проводящих внутренние вступительные испытания для выпускников колледжей, делает не столь необходимой сдачу становящегося традиционным ЕГЭ. Абитуриент с дипломом о среднем профессиональном образовании может продолжить обучение в ВУЗе; но для этого ему требуется пройти проверку имеющихся знаний непосредственно в выбранном учебном заведении. Проводится она чаще всего в письменной форме или в виде теста. Даты испытаний определяются самим ВУЗом. Подведением итогов занимается специально назначенная руководством учебного заведения комиссия.

В последние годы молодые люди все чаще выбирают нестандартные сценарии касательно собственного профессионального пути. Учащиеся отходят от привычной схемы «школа — ВУЗ — работа». Они нередко предпочитают сначала поступить в колледж, чтобы затем трудиться по профессии, или продолжить обучение в ВУЗе.

Как правило, будущих студентов интересует не только то, как поступить в ВУЗ после колледжа, но и с какого курса продолжится их дальнейшее обучение. Если говорить об общеустановленных нормах, в ВУЗ выпускники колледжей поступают на 1 курс. Однако за каждым учебным заведением законодательство оставляет право индивидуального решения этого вопроса. По некоторым программам такие поступающие могут сразу же начать учиться со 2 или 3 курса. Многое зависит от того, какие предметы входили в программу абитуриента во время пребывания в стенах колледжа.

Другие учащиеся предпочитают сначала окончить техникум, чтобы как можно скорее получить профессию, начать зарабатывать на жизнь. Третьи изначально не обременены амбициями, отдавая предпочтение скромному диплому колледжа. Но затем, уже в процессе трудовой деятельности, приходят к выводу о необходимости получить высшее образование. Ведь работа на многих должностях предполагает наличие ВУЗовского диплома.

Выпускники школ, желающие поступить в ВУЗ, согласно действующему законодательству должны предоставлять результаты ЕГЭ. Но если речь идет о выпускнике колледжа, то порядок его поступления определяется правилами внутреннего распорядка отдельно взятого ВУЗа. Как правило, желающим поступить в ВУЗ без ЕГЭ после колледжа не приходится сталкиваться с особыми препятствиями. Большая часть учебных заведений обычно проводит вступительные тестирования по трем-четырем предметам. Лишь некоторые ВУЗы, хотя их и не так много, требуют при поступлении результаты ЕГЭ.

  1. Всероссийская олимпиада школьников. Проводится по 245 предметам. Победители и призеры зачисляются в ВУЗы без сдачи ЕГЭ и внутренних экзаменов.
  2. Вузовские олимпиады. Проводятся по 83 предметам. В зависимости от уровня, а их – 3, школьник может поступить на выбранную специальность без вступительных экзаменов или получить 100 баллов по ЕГЭ. Зачастую результат нужно подтвердить на ЕГЭ.
  3. Олимпиады внутри учебных заведений. Позволяют получить несколько дополнительных баллов к ЕГЭ.

Одиннадцатиклассники и те, кто закончил колледж в самом начале поступления оказываются в равных условиях. Ученики колледжа сдают ЕГЭ по тем же предметам, как и все. Но в некоторых случаях можно предоставить в ВУЗ уже сданное тестирование, прошедшее в колледже. На все формы обучения правила едины для всех.

Сегодня ситуация немного поменялась. Третий экзамен также стал выборочным. То есть ВУЗ предлагает будущему студенту три или четыре тестирования, из которых он может выбрать наиболее легкий для себя. Таким образом расширяется и количество абитуриентов университетов, и самим поступающим легче набрать нужное количество баллов.

Что такое целевой набор в ВУЗ? Это программа, которая позволяет человеку получить высшее образование по направлению от предприятия. Оплачивается обучение работодателем. В этом случае абитуриент после окончания учебы должен отработать установленное количество времени в этой компании. То есть, чтобы получить целевое направление в ВУЗ, как способ облегчить поступление может лишь тот сотрудник, в котором очень заинтересовано предприятие.

Вплоть до прошлого года этот способ выглядел так: нужно было сдать один обязательный экзамен по русскому языку, один по выбору абитуриента (но он должен подходить для специальности) и третий – его выбирает сам ВУЗ. По результатам всех трех тестов школьник зачислялся в учебное заведение.

ЕГЭ сдает позиции

Перемены, помогающие упорядочить достаточно сложный процесс поступления вузы, полезны, считает член комиссии по развитию науки и образования, председатель региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников» Роман Дошинский. По его оценке, проработка правил поступления сделает положение абитуриентов более ясным и расширит их возможности. Поступающие выгадают, если, к примеру, все вузы теперь будут учитывать один и тот же перечень индивидуальных достижений учащегося. Ранее часть вузов не учитывала итоговое сочинение, которое писали в 11 классе.

Процедуры поступления в целом меняются не слишком заметно, проект документа соответствует действующему порядку, заявили «Известиям» в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ). Впрочем, в вузе указали, что новый порядок может сказаться на условиях для олимпиадников – документ предлагает отменить начисление дополнительных баллов победителям и призерам интеллектуальных, творческих и других конкурсов, которые включены в перечень, утвержденный Минпросвещения РФ, отметил начальник управления по организации приема поступающих в МПГУ Борис Горскин.

Вам может понравиться =>  С Какого Месяца Начисляется Стипендия За 2- Ой Семестр

Документ состоит из 28 предложений, сейчас он проходит публичное обсуждение. В нем, в частности, прописано, что для поступающих в вузы будет учитываться не один лишь результат ЕГЭ или внутривузовских вступительных тестов, но также и итоги профессиональных экзаменов, и централизованного тестирования. При этом учитываться будет самый высокой из результатов, а при подаче документов в вуз главным станет не предъявление документа об образовании, а сведения о нем из Федерального реестра сведений о документах об образовании, отмечает газета «Известия».

Следует отметить, что наибольшие ожидания у общественности были связаны с предложениями относительно единого государственного экзамена, который долгое время вызывал критику как экспертов, так и родительского сообщества. В прессе неоднократно поднималась тема отказа от ЕГЭ, однако всякий раз в итоге дискуссия сводилась к вопросу о необходимости реформировать и скорректировать этот механизм оценки знаний, но не отметать его. Сейчас раз полностью отказаться от ЕГЭ также не предлагают, но его роль может заметно сократиться.


Порядок поступления в вузы в России могут изменить уже в 2022-2023 учебном году. Проект корректив опубликован Министерством науки и высшего образования РФ. Среди предложенных изменений – отказ от ЕГЭ для выпускников колледжей, изменения в экзамене для тех, кто его сдает, и дистанционная подача документов для всех абитуриентов. Проект документа, регламентирующего поступление в вузы, опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

Что изменится в правилах приема в вузы в 2022 году


14 сентября Министерство юстиции зарегистрировало приказ № 753 Министерства науки и высшего образования о внесении изменений в порядок приема в вузы в 2022 году. А к началу ноября и все российские вузы определились со своими правилами приема.

Если в 2021 году можно было просто подать согласие на зачисление в выбранный вуз, а аттестат предоставить позже, то теперь, увы, явиться придется лично (или иным способом быстро доставить аттестат в вуз вашей мечты).
Это, безусловно, сыграет на руку жителям столичных регионов – наверняка не все студенты решатся и смогут технически рискнуть и приехать в Москву или Санкт-Петербург заранее, в надежде, что «пройдут».

Одна «волна» зачисления сохраняется. Как мы все помним, такой порядок, особенно с непривычки, доставил немало неудобств будущим студентам, их родителям, да и самим вузам, сайты которых «падали» от единовременного наплыва посетителей. Некоторым вузам даже пришлось объявлять дополнительный набор на многие специальности.
В 2022 году абитуриентам сделана одна уступка – на два дня увеличен срок, в который можно подать согласие на зачисление. Это должно произойти с 3 по 9 августа. В прошлую приемную кампанию после зачисления «олимпиадников» и поступающих по квоте у остальных оставалось 5 дней на то, чтобы сделать выбор.

В 2021 году все желающие могли сдавать вместо ЕГЭ ГВЭ (государственный выпускной экзамен), для этого не требовалось медицинских справок или иных оснований. Затем они могли сдавать внутренние вступительные испытания, проводимые вузом. Теперь этого сделать не получится, в новом варианте закона сдача ГВЭ не является основанием для сдачи экзаменов на базе вуза.

В чем тут суть? Дело в том, что поступающими по квоте или БВИ была отработана схема: зачислиться (это, как известно, происходит до общего конкурса); забрать аттестат и подать его на конкурс в более престижный вуз; не пройдя, вернуться обратно. Новое уточнение не позволяет таких метаний.

В вуз после колледжа в 2022: теперь придётся сдавать ЕГЭ

Как отмечает Евгения Матвеева, эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, в Минобрнауки принят приказ, который изменил порядок поступления с дипломом колледжа. На второй странице, в подпункте 5 пункта 2, содержатся рекомендации о том, как вузы должны проводить вступительные испытания для абитуриентов с дипломом колледжа.

Получается, что с 2022 года вузам придётся разрабатывать альтернативные экзамены по всем предметам, кроме русского языка, и создавать для них программу сдачи. Приказ с этим требованием вышел 14 сентября, а срок завершения разработки экзаменов на данный момент уже прошёл – это было 1 ноября.

Профильные вступительные экзамены «проводятся в соответствии с направленностью (профилем) образовательных программ среднего профессионального образования, родственных программам бакалавриата, программам специалитета, на обучение по которым осуществляется прием».

Поэтому высока вероятность, что множество вузов воспользовались «альтернативным вариантом» – просто указали, что формой вступительных испытаний для поступающих после колледжа является ЕГЭ. Вузам так, без сомнения, гораздо проще: не нужно придумывать новые экзамены и писать для них программы, особенно в сжатые сроки, как получилось в этом году.

  • имеете право поступать без вступительных испытаний: например, если вы выиграли олимпиаду;
  • поступаете на основе СПО;
  • имеете инвалидность;
  • иностранный гражданин;
  • получили аттестат не более года назад и не сдавали ЕГЭ, то есть сдавали экзамен в другом государстве или сдавали ГВЭ.

В 2021 году, чтобы поступить в вуз, достаточно было сдать ЕГЭ по русскому и предметы по выбору. Увы, но в 2022 году это, скорее всего, не повторится. Министерство образования и науки планирует снова сделать математику обязательной — наравне с русским языком. Но это будет распространяться только на тех, кто собирается в вуз.

До 2021 года абитуриенты могли подать заявления на 3 направления внутри одного вуза — и всего в 5 вузов. Теперь максимальное количество вузов останется прежним, а вот количество направлений теперь определяет сам вуз. Главное, их должно быть не менее 2 и не более 10.

До 2020 года вуз определял, принимать документы в электронном виде или нет. Но в 2020 году из-за пандемии все вузы должны были вести электронную приемную кампанию. Минобрнауки решило не терять полученный опыт — с 2021 года прием документов в электронном виде обязательно для всех вузов. Это упростит поступление для абитуриентов из регионов.

Внимание! Даты ниже актуальны в 2022 году:
20 июня — начало приема документов для поступления.
до 7-20 июля — прием документов для поступающих по ДВИ творческой или профессиональной направленности.
до 10-20 июля — прием документов для поступающих по иным ДВИ вуза.
до 20-25 июля — прием документов для поступающих по ЕГЭ и с правом поступления БВИ.
до 25 июля — проведение ДВИ.
27 июля — публикация конкурсных списков.
28 июля — прием согласий на зачисление поступающих без вступительных испытаний и на квотные места.
30 июля — приказ о зачислении поступающих без вступительных испытаний и на квотные места.
до 3 августа — прием согласий на зачисление на бюджет.
9 августа — издание приказа о зачисление на бюджет.

В конце августа 2021 года «Российская газета» собрала ректоров и проректоров ведущих российских вузов, чтобы обсудить горячие вопросы поступления 2021 года. Ректор Финансового университета, например, так оценил ситуацию: «Говорить о том, правильно ли было отменять вторую волну, пока рано: мы только-только подписали приказы о зачислении. Но отмечу: вторая волна тоже доставляла хлопот. До последнего дня ребята бегали из одного университета в другой, вузы до последнего не знали, кто к ним придет и придет ли. Сейчас нужен серьезный анализ ситуации, чтобы мы все вместе — вузы, родители, абитуриенты и Минобрнауки — нашли оптимальное для всех решение».

В прошлом учебном году были серьёзно изменены алгоритмы поступления в вузы. Главным триггером стала отмена второй волны поступления. Многие заранее предупреждали, что новшества могут больно ударить по правам абитуриентов. Так и произошло. Как на практике была обкатана реформа и какую работу над ошибками проделали чиновники в связи со скандальным приёмом 2021 года, расскажет наш постоянный блогер Михаил Ланцман.

Получается, что для ректора Финуниверситета было рано подводить итоги, а для Минобрнауки в эти же дни всё уже было совершенно очевидно. Сопоставив слова и реальные решения, тысячам причастны к скандальной приёмной кампании 2021 года тоже теперь многое очевидно. По факту оказалось, что лоббирование отмены второй волны изначально не предполагало никакого экспертного обсуждения, и даже довольно заметная ожидаемая волна негатива от рядовых абитуриентов, работников приёмных комиссий и даже ректоров вузов после апробации этого спорного решения была полностью проигнорирована наверху.

Попытка обсудить противоречия и найти истину в экспертном диалоге, конечно, похвальна, однако недоумение вызывает вот какой факт. Ректоры встретились на этом круглом столе 19 августа, а 21 августа (через 2 дня после пресс-конференции «РГ») уже был подписан приказ Министерства науки и высшего образования № 1074, который закреплял фактическое отсутствие второй волны в приёмной кампании 2022 года.

Волонтёрский проект admlist ru, который много лет помогал выпускникам ориентироваться в конкурсных списках вузов, опубликовал программный документ «Как должна быть устроена система поступления», в котором подробно описан алгоритм справедливого распределения бюджетных мест в условиях единственной волны поступления без стресса и гадания на кофейной гуще.