Когда Проводить Аудит Оао За 2023год В 2023году?

Компании, чьи ценные бумаги допущены до организованных торгов, должны ежегодно заказать и провести независимую обязательную аудиторскую проверку. Заключение по итогам аудита необходимо представить организатору торгов, наряду с другими документами. Требования к компаниям-эмитентах и допуску из ценных бумаг на рынок регламентированы Законом № 39-ФЗ и Положением Банка России № 534-П. При отсутствии заключения или непредставлении его с заявкой компанию не допустят до торгов, привлекут к ответственности.

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
  • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
  • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).
  • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
  • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
  • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.

1.1. Осуществлять аудит отчетности ОЗО и ОЗО ФР начиная с отчётности за 2023 год вправе только аудиторские организации, включенные в соответствующий реестр. Указанное требование законодатель не связывает с периодом проведения аудита отчётности (в 2023 году проводится аудит отчётности за 2023 год).
1.2. Требования к численности штатных сотрудников – аудиторов для включения аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и в реестр аудиторских организаций на финансовом рынке, определены на период до 01.01.2023 г и после 01.01.2023 для целей формирования соответствующих реестров.

Изменения в аудите в 2023-2023 годах

Таких реестра будет два: один — названный, а другой — аналогичный, но только для организаций финансового рынка. Ведение первого возложено на Федеральное казначейство, а второго — на Центробанк. Эти правила применимы для сопутствующих аудиторских услуг с 01.01.2023, а для аудита — с отчетности за 2023 год.

Теперь при оказании аудиторской услуги аудируемой организации необходимо назначать руководителя, то есть ответственного за оказание услуги. Это лицо — сотрудник аудиторской компании, который подписывает аудиторское заключение совместно с руководителем аудируемой организации.

С 01.07.2023 чтобы быть членом СРО аудиторов компании необходимо иметь в штате не менее трех трудоустроенных на основном месте в данной компании аудиторов. А с 01.01.2023 года — не менее пяти. Для аудиторских компаний, намеревающихся предоставлять аудит и иные аудитуслуги общественно значимым компаниям на финансовом рынке, эта численность — 7 и 12 соответственно.

Руководитель аудита и аудитор-руководитель аудиторской группы — это разные понятия, но допустимо, чтобы это было одно и то же лицо. Трудоустройство аудитора по основному месту или совместительству для назначения руководителем значения не имеет, за исключением ситуаций, когда получатель услуг ОЗО. Для них руководитель аудита – только работник аудиткомпании по трудовому договору на основном месте.

  • публичные акционерные общества;
  • публично-правовые компании (ППК);
  • госкорпорации;
  • госкомпании;
  • кредитные и банковские организации;
  • компании, доля участия государства в которых, составляет не меньше четверти;
  • организации, ценные бумаги которых торгуются на бирже;
  • организации, чья бухотчетность включается в проспект ценных бумаг;
  • страховые компании, общества взаимного страхования;
  • компании, на которых лежит обязанность по представлению и раскрытию отчетности согласно Закону от 27.07.2010 № 208-ФЗ.

К сведению! Показатель дохода для целей определения критериев проведения обязательного аудита, рассчитывается согласно требованиям налогового законодательства. В доход включается выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. В расчет также принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и по всем налоговым режимам.

Расскажем, в каких случаях необходимо провести обязательный аудит, как это эффективно сделать, чтобы получить не только аудиторское заключение, но и страховку от налоговых претензий и предотвратить возможные штрафы, а также затронем по обязательному аудиту изменения 2023.

Подпадать под обязательную аудиторскую проверку могут и ООО, например, если ценные бумаги организации участвуют в торгах, в случае, если доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности составляет более 800 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей, а также, если компании необходимо раскрыть сводную бухгалтерскую отчетность и т.д.

Обязательный аудит — мероприятие обязательное и ежегодное. Есть два способа его провести: один раз в год или же поэтапно в течение всего года, то есть делать так называемый системный комплексный обязательный аудит. С первым вариантом все понятно: надо, позвали аудиторов и получили заключение — слишком формально. Второй — рассмотрим подробнее, так как считаем его максимально правильным и полезным для бизнеса.

  1. Процедура аудита — кропотливый, требующий особого внимания и организации процесс. Проведенный в ограниченном временном промежутке аудит всегда менее точный, отвлекает сотрудников от работы и не приносит дополнительной пользы. Тогда как системный аудит и помощь аудиторов в исправлении текущей ситуации с учетом и налогами дают возможность работать спокойно и эффективно.
  2. Системный подход выявляет неточности и ошибки не только бухучета, но и налогообложения в моменте. Поэтому они сразу исправляются, а вместе с ошибками уходят и возможные риски. Появляются существенные новые возможности оптимизации — использования законных финансовых и налоговых резервов (новые правила применения ПБУ 18/02 в 2023 году, ФСБУ 5/2023 «Запасы» — в 2023 г. и других положений по бухучету и налогу на прибыль).
  3. В результате единовременного аудита компания имеет аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности. Результат системного комплексного обязательного аудита — постоянная поддержка профессионалов в течение всего года: аудиторов и налоговых юристов, то есть возможность не только что-то исправить, но и предвосхитить, зачастую пойти более выгодным для бизнеса путем, раскрыв и высвободив дополнительные денежные средства за счет открытия финансовых резервов.
  4. Наконец, системный комплексный обязательный аудит — возможность для компании получить реальную защиту от налоговых претензий по этому периоду в течение последующих трех лет и денежную страховку, которая покроет в случае маловероятных налоговых доначислений недоимки, штрафы и пени.

Должны ли АО проводить обязательный аудит своей отчетности в 2023 году

1.4. Руководителем аудита отчётности ОЗО со дня вступления в силу Закона №359-ФЗ (с 01.01.2023) может быть назначен аудитор, являющийся работником аудиторской организации по основному месту работы, а также имеющий квалификационный аттестат аудитора, выданный после 01.01.2011 года.

Вам может понравиться =>  Сотрудница Вышла Из Декрета,Отработала Два Месяца И Попала Под Сокращение Как Рассчитать Выплаты

Ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия подразумевает независимый контроль, который направлен на оценку результатов финансовой деятельности. Проверку проводят на основании отчетных форм и регистров, с целью выявления и дальнейшего устранения ошибок и неточностей учета.

Последнее особенно актуально в свете статистических данных, согласно которым по итогам трёх кварталов 2023-го года сумма доначислений по выездным проверкам налоговиков по столице превысила сорок три миллиона рублей. Заказывая комплексные аудиторские проверки в «АИП», можно:

Напомним об ответственности: если заказчик нарушит законодательство и закупит услуги обязательного аудита по 223-ФЗ, в то время, когда необходимо провести эту закупку по требованиям 44-ФЗ о контрактной системе, то ему грозит штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. – на должностных лиц; от 50 000 до 100 000 руб. – на юридических лиц (ч. 3, ст. 7.32.3, КоАП РФ).

  • аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
  • организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
  • любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
  • заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2023 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2023 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг (брокерская, дилерская, депозитарная деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по инвестиционному консультированию), отличный от указанных в других пунктах настоящей таблицы

Отличная от указанных в других пунктах настоящей таблицы организация имеет организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2023 г. № 290-ФЗ), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн. руб.

Отличная от указанных в других пунктах настоящей таблицы организация (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г.
№ 3085-1), соответствующая хотя бы одному из следующих условий:

Обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2023 год

По сравнению с Перечнем 2023-го текущий (за 2023-й) обновлен, дополнен случаями, которых не было ранее. Они отображены по пп. 18, 19, 40, 61, 62, 63, 68, 79. Обновление перечня за 2023 год обусловлено изменениями, привнесенными в ФЗ № 307 в июле 2023 года. Основные обновления Перечня за 2023 год касаются следующего:

  1. В составе субъектов независимой проверки теперь нет индивидуальных аудиторов, так как они не вправе проводить аудиторские проверки с января 2023 года.
  2. Дополнили количество случаев, при которых независимые проверки проводят только аудиторские организации, у которых есть аттестованный после 01.01.2011 сотрудник.

Соответственно, по причине уточнения Перечня 2023 проводить независимые проверки общественно значимых организаций вправе аудиторские коммерческие организации, если у них есть сотрудник с аттестатом, полученным после 01.01.2011. Также делать это могут аудиторские коммерческие структуры, если аудируемое лицо не причисляется к общественно значимым организациям (ОАО).

✅ Расширен предмет аудита – теперь дополнительно предметом аудита стали бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная изданными в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» нормативными актами Банка России (ранее — не устанавливалась) и консолидированная финансовая отчетность, предусмотренная Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» (ранее — не упоминалась).

Вам может понравиться =>  Проездной Для Первоклассника Как Получить

✅ Из новой терминологии хотелось бы обратить внимание на то, что введено понятие «общественно значимая организация» для целей аудита (ранее не применялось) и определен их состав. В него вошли публичные акционерные общества (ПАО), кредитные и страховые организации, клиринговые организации, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), государственные корпорации и компании и др. (Список этих организаций установлен вышеназванным Законом).

Из подготовленного нами краткого обзора нововведений в законодательстве по аудиту, вы узнаете, какие изменения и новшества грядут в аудиторской деятельности и законодательстве об аудите с 2023 и 2023 года в силу Закона от 02.07.2023 № 359-ФЗ, но к которым нужно подготовиться уже сейчас, особенно общественно значимым организациям.

  • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
  • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке

✅ Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось проведение аудита по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором, т.е. теперь прямо установлен запрет на проведение обязательного аудита индивидуальными аудиторами бухгалтерской (финансовой) отчетности. Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2023 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.

В «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0, реализована возможность заполнять в бухгалтерском балансе строку, в которой указывается – подлежит ли организация обязательному аудиту или нет. Если пользователем не будут заполнены соответствующие сведения, то бухотчетность не выгрузится и не отправится в ФНС, а в базе будет выдаваться соответствующее сообщение об ошибке.

После проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности его результаты вносят в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц. Если данные составляют коммерческую тайну, то организация может не вносить их в госреестр. Также, начиная с 2023 г., федеральная налоговая служба РФ ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) согласно федеральному закону от 28.11.2023 № 444-ФЗ.

организация является кредитной, страховой, клиринговой, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным фондом (НПФ) или иным фондом (за исключением имеющих статус международного фонда), акционерным инвестиционным фондом (АИФ), управляющей компанией АИФ, ПИФ или НПФ (исключение – государственные внебюджетные фонды);

Бухгалтерам следует обратить внимание, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Изменения затрагивают требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций, и рассмотрение данного проекта ориентировочно планируется на июль 2023 г.

Организациям следует при решении вопроса о проведении обязательного аудита в 2023 г. руководствоваться критериями, которые установлены п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». И если организация соответствует хотя бы одному критерию из списка, то она попадает под проведение обязательного аудита (те же самые правила действуют и для ИП).

Отметим, что ранее в перечне случаев проведения обязательного аудита также были акционерные общества, теперь они из него исключены. При этом обязанность проводить аудит в отношении них осталась (исключены дублирующие нормы, которые предусмотрены другими Федеральными законами).

– фонды, если поступления имущества в них (в том числе денежных средств) за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышают 3 млн руб. Исключение – государственные внебюджетные фонды, специализированные организации управления целевым капиталом и международные фонды;

  • доход за год, непосредственно предшествующий отчетному, составляет более 800 млн руб. (ранее 400 млн руб.);
  • сумма активов баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, более 400 млн руб. (ранее 60 млн руб.).

Также Федеральный закон от 29.12.2023 N 476-ФЗ предусматривает переходные положения для случая, когда организация по новым правилам не попадает под обязательный аудит, но аудитор до 1 января 2023 года уже начал его проводить в отношении бухотчетности за 2023 год. В этой ситуации новые положения применяются с отчетности за 2023 год.

На заметку: напомним, что при соблюдении прочих условий организации с годовым доходом не более 800 млн руб. относятся к малым. Таким образом, с 2023 года малый бизнес освобожден от обязательного аудита при условии, что сумма активов баланса малой организации не превышает 400 млн руб.

Аудиторская проверка что это, что проверяют

Итак, вы уже знаете, что это аудиторская проверка и кого следует проверять. Далее разберем, как часто проводится проверка и какие сроки она занимает. Если это добровольная проверка, то ее продолжительность регламентируется договором и соответствующими документами. Она зависит от целого ряда факторов: размера компании, наличия у нее филиалов и отделений в других городах-регионах, продолжительностью работы компании, вида проводимого учета, а также общего объема проверки.

После того как кандидат в аудиторы успешно сдаст экзамен, он получает соответствующий аттестат, который дает ему право работать в отрасли. Для компаний также выдвигаются особые требования. Во-первых, это должна быть коммерческая организация, которая возглавляется аттестованным аудитором. Во-вторых, в компании должно быть не менее трех профильных сотрудников-проверяющих. В-третьих, 51 процент уставного капитала компании должно принадлежать или аттестованным проверяющим, или действующим аудиторским компаниям.

Шаг первый — подготовка к аудиторской проверке, заключение договора, в котором стороны предусматривают цель, сроки проведения аудиторской проверки, иногда — место проверки. Ревизия может проводиться в офисе аудиторской фирмы (проверяемая сторона предоставляет все необходимые документы) или быть выездной (на территории компании).

  1. Проверка достоверности сведений, указанных в бухгалтерской документации предприятия;
  2. Проверка остальной документации компании, на основании которой можно сделать выводы о том, насколько правильно функционирует организация;
  3. Выявление нарушений хозяйственной деятельности и их немедленное устранение (или выдача рекомендаций к устранению).
  • Сплошная проверка подразумевает детальное, подробное изучение всей первичной бухгалтерской документации, бухгалтерских (финансовых) отчетов и регистров аналитического и синтетического учета. Такая проверка из-за своей большой трудоемкости используется сравнительно редко. К примеру, при аудите банков очень сложно проверить и сопоставить тысячи лицевых счетов клиентов и выявить правильность проведения операций по ним в финансовых документах;
  • Выборочная проверка позволяет сделать заключение о состоянии дел предприятии на основе изучения относительно малой его части. Проверка документов осуществляется не сплошным потоком, а выборочно. Это может быть и случайный отбор по специальному признаку (с использованием таблицы случайных чисел), и систематический отбор (проверка документов через заданный интервал), и комбинированный отбор (комбинация двух предыдущих методов).

Согласно письму ФНС от 30.07.2023 № БС-4-21/10776 при расчете налога на имущество по правилам ФСБУ 6/2023, остаточную стоимость определяют путем вычета из первоначальной стоимости сумм амортизации и обесценения, а затем прибавляется величина капвложений на улучшение или восстановление объекта (если таковые были).

  • влиять на формирование списка вопросов, которые необходимо решить по результатам проверки;
  • скрывать данные, документы, ограничивать доступ аудиторов к источникам информации, необходимых для выяснения достоверности данных;
  • мешать работе проверяющих.
Вам может понравиться =>  Предмет Торгов Без Кадастрового Номера

На эти вопросы ответили специалисты Минцифры в письме от 10.08.21 № ОП-П15_085-33604. Чиновники разъяснили, что предусмотрен переходный период. Он предполагает, что в общем случае сертификаты, полученные до 2023 года, можно использовать до окончания срока их действия.

Право проводить обязательные аудиторские проверки теперь будет принадлежать исключительно тем аудиторским компаниям, которые соответствуют требованиям, описанным в предыдущем пункте. Это значит, что заказывать их у частных аудиторов больше нельзя. На сегодняшний день подобные ограничения касаются проверки отчётности:

  • Организаций, профессионально торгующих ценными бумагами;
  • Кредитных и страховых учреждений;
  • Акционерных обществ;
  • Негосударственных пенсионных фондов;
  • Кредитных фондов;
  • Клиринговых учреждений;
  • Обществ взаимного страхования.

Рассмотрев же Закон о рынке ценных бумаг, станет ясным, что под понятие публичного акционерного общества не подпадает большинство созданных в России ОАО. Новоиспеченные публичные АО в своем подавляющем большинстве подпадают под проведение обязательного аудита по другому критерию — п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности (как организации, чьи ценные бумаги допущены к публичному обращению на рынке); установление же требования о проведении обязательного аудита, опираясь исключительно на критерий организационно-правовой формы публичного акционерного общества, вывело бы из-под обязательного аудита значительную часть нынешних открытых акционерных обществ, что, по всей видимости, не соответствует интересам политики законодателя.

Другой штрафной нормой, является норма ст. 13.19 КоАП РФ — нарушение порядка представления статистической информации (здесь штрафы куда мягче — до 5 т.р.) Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете аудиторское заключение, в случае когда проведение аудита обязательно, входит в состав документации, представляемой в органы государственной статистики.

Самой «страшной» нормой КоАП РФ в этой связи является ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ (штраф до 700 т.р.), а именно, непредоставление акционеру информации, подлежащей представлению при проведении годового собрания, ведь в соответствии с ч. 3 ст. 52 Закона об акционерных обществах, аудиторское заключение входит в состав такой информации. В этом случае, может возникнуть ситуация, когда нелояльный акционер получает хороший повод для обращения в ЦБ РФ за наложением на организацию серьезных финансовых санкций.

Не секрет, что на территории РФ зарегистрированы и фактически действуют множество закрытых акционерных обществ, которые осуществляют хозяйственную деятельность в незначительных объемах и новое требование о проведении аудита является для них обременительным. Да и для активных участников рынка — закрытых акционерных обществ, показатели деятельности которых не превышают значение установленных законодательством объемов, новое требование влечет необходимость несения дополнительных расходов, которые, особенно с учетом финансовой ситуации на рынке, явно нежелательны.

В последнее время в деловой среде и интернете широко проходит обсуждение вступивших в силу с сентября 2014 г. поправок в Гражданский кодекс, которыми изменены статус и правовое положение большинства коммерческих и некоммерческих организаций. Указанные поправки в значительной степени коснулись акционерных обществ, которые законодатель разделил на публичные и непубличные вместо прежних ОАО и ЗАО.

ЗАО обяжут проводить ежегодный аудит

Ежегодный аудит финансовой отчетности, как следует из документа, обязаны проводить все акционерные общества (АО), в том числе закрытые («непубличные»), которые сейчас не обязаны это делать, в отличие от ОАО. По словам экспертов, данные изменения соответствуют поправкам в Гражданский кодекс, вступившим в силу с 1 сентября 2014 года. Теперь вместо ОАО и ЗАО организации делятся на публичные (общества, акции и ценные бумаги обращаются на фондовых биржах) и непубличные (все остальные акционерные общества, а также ООО).

Как отмечает юрист компании «Налоговик» Михаил Филиппов, аудированная отчетность полезна в первую очередь текущим и потенциальным инвесторам, она способствует выявлению налоговых нарушений. Руководитель отдела контроля качества консалтинговой фирмы «Нексиа Пачоли» Татьяна Павлова считает, что для ЗАО с незначительными объемами деятельности «такая обязанность будет весьма обременительной, поскольку в условиях негативной ситуации на рынке приведет к необходимости понести дополнительные расходы».

Возможно, что из-за новых поправок многие мелкие и средние ЗАО будут перерегистрироваться в ООО. «Сейчас существует порог для обязательного аудита акционерных обществ: объем выручки свыше 300 млн руб. в год и валюта баланса свыше 500 млн руб. в год, — комментирует Александр Дорофеев, партнер департамента аудита компании Deloitte. – Если данные ограничения будут отменены, у мелких и средних ЗАО не останется выбора, кроме перерегистрации в ООО».

  • аудит финансовой и бухгалтерской отчетности экономических субъектов, признанных впоследствии неплатежеспособными (банкротами). Но это условие действует только в том случае, если соответствующим компаниям выдавалось немодифицированное аудиторское заключение;
  • проверку отчетности фирм с лицензируемой деятельностью, но с отозванной в дальнейшем лицензией. Тут тоже должно быть составлено АЗ с немодифицированным мнением;
  • обязательный аудит в отношении системно значимых страховых или кредитных организаций, компаний с долей государства в капитале не менее 1/4;
  • обязательный аудит организаций, составляющих консолидированную финансовую отчетность и с ценными бумагами, допущенными к организованным торгам;
  • обязательный аудит госкорпораций.

Кроме того, возможен постепенный переход на расширенный формат аудиторского заключения с учетом группы аудируемых лиц. Предполагается совершенствовать механизмы имущественной ответственности перед заказчиками со стороны аудиторов или аудиторских организаций. Планом предусмотрено введение дополнительных требований к аудиторам, в частности, по раскрытию информации о деятельности на собственных официальных сайтах.

Совет по аудиторской деятельности получил предложения по принципам формирования плана проведения внешнего контроля качества работы (ВККР) аудиторов. В частности, решено для отбора аудиторских организаций, подлежащих проверке, рекомендовать Федеральному казначейству использовать риск-ориентированный подход. Таким образом, под ВККР, в первую очередь, попадут организации, которые проводили:

В частности, предлагается наделить Центробанк РФ функцией регулятора деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке и ужесточить требования к ним. Также планируется больше учитывать интересы хозяйствующих субъектов при проведении обязательного аудита, в том числе снизив административную нагрузку. Это значит, что повышение критериев, которое произошло недавно, — это только первый шаг. Хотя, с другой стороны, уклоняться от обязательного аудита будет сложнее, а ответственность за это станет жестче.

  • появились свидетельства небезупречной деловой репутации (в смысле понятий о профессиональной репутации из разъяснений САД от 27.06.18 — протокол заседания совета № 40);
  • выявлены факты недобросовестной конкуренции при оказании аудиторских услуг (по признакам, одобренным САД 23.09.15 — протокол № 18).