Вноситься Ли В Лицензию Управляющей Компании Сведения О Заключенном Договору Управления С Тсж

ВС РФ: УК МКД должна предъявлять договор, подписанный половиной собственников, для внесения нового дома в реестр лицензий

При включении «вновь обретенного» МКД в качестве «своего» в реестр лицензий, новая управляющая организация – сверх протокола ОСС – непременно должна представить в орган жилнадзора договор(ы) управления МКД, заключенный(ые) с собственниками более половины площадей в МКД и подписанный(ые) ими. На это требование законодательства указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая спор между незадачливой УК и жилищной инспекцией (Определение ВС РФ от 10 апреля 2023 г. № 301-ЭС19-1576). Любопытно, однако, что норма, на которую ссылались суды, была изменена еще до рассмотрения дела в первой инстанции.

ВС РФ отказал УК в пересмотре дела, повторив довод нижестоящих судов, – представленная УК в качестве надлежащего доказательства заключения договора управления копия этого договора, заключенная с двумя собственниками помещений МКД, не может свидетельствовать о реализации решения ОСС МКД по выбору истца в качестве управляющей организации.

Итак, – после успешного проведенного общего собрания собственников помещений в МКД, которое согласилось перейти «под управление» новой УК, – управляющая компания обратилась в орган ГЖН с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий и включении туда «нового» многоквартирного дома в качестве управляемого заявителем. К заявлению, помимо копии протокола, прилагался и договор управления, с подписями собственников двух квартир «нового» дома.

  • УК вправе управлять МКД только на основании лицензии, сведения о лицензировании содержатся в реестре лицензий субъекта РФ. В том числе реестр лицензий содержит раздел с адресами МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат;
  • если перечень адресов нужно изменить, УК обязана – в том числе – направить соответствующий пакет документов в орган ГЖН;
  • по сути, состав пакета документов полномочен утвердить Минстрой России, а его приказ от 25 декабря 2023 г. № 938/пр требует приложить к заявлению, в том числе, копию договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме;
  • согласно же ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса, договор управления с выбранной на общем собрании собственников помещений в МКД (далее – ОСС) новой УК должен заключаться с каждым собственником, причем собственники помещений в данном доме, обладающие более чем 50% голосов, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора;
  • а раз в представленных в ГЖИ договорах управления нет подписей собственников, обладающих более чем 50% голосов, то и нельзя сделать однозначный вывод, что решение ОСС помещений МКД по выбору заявителя в качестве управляющей организации вообще реализовано;
  • следовательно, отказ ГЖИ основан на требованиях закона.
  • Прежняя редакция (до 10 апреля 2023 г.): копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме;
  • Новая редакция (с 10 апреля 2023 г.): копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

5.2. В случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ЖК РФ Статья 198. Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра

2. В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

5.3. В случае, если в течение двенадцати месяцев лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиатом были совершены действия (бездействие), направленные на воспрепятствование проведению таких проверок или уклонение от таких проверок.

3. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.

Порядок № 938 – очень запутанный, имеющий большой коррупционный потенциал для злоупотреблений. Например, в числе обязательных документов, которые необходимо представить для исключения дома из реестра лицензии, является копия акта приема-передачи технической документации на дом. Без этого документа – жилищная инспекция легко откажет в исключении дома из реестра лицензии.

В соответ. с п. 7 ст. 135 ЖК РФ, при создании в доме ТСЖ оно обязано в течение 5 рабочих дней со дня регистрации подать уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, который установлен Минстроем России. Однако проблема в том, что такого порядка нет, а Порядок № 938 определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (т.е. касается лицензии управляющий организаций, а не ТСЖ).

В этом случае жилищная инспекция проводит внеплановую проверку. Ее срок также не может превышать 10 рабочих дней, но чаще всего этого срок продляется в связи с наличием сведений в реестре о данном доме в лицензии прежней управляющей организации (ведь она не подает заявление об исключении дома из ее лицензии в пятидневный срок, а ответственности за неподачу сведений – никакой).

В идеальных цивилизованных условиях после принятия такого решения в течение 5 рабочих дней со дня прекращения или расторжения договора управления, лицензиат (т.е. управляющая организация) обязан:
— разместить эти сведения в ГИС ЖКХ
— направить их в орган государственного жилищного надзора.

Важно то, что жилищная инспекция имеет право проводить проверку по отсутствию признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений (например, при принятии решения о непосредственном управлении домом, если в нем более 30 квартир). В этом случае жилищная инспекция может обратиться в суд для установления судом факта ничтожности протокола.

Вноситься Ли В Лицензию Управляющей Компании Сведения О Заключенном Договору Управления С Тсж

Ответ: Лицензированию подлежит исключительно предпринимательская деятельность, осуществляемая на основании договора управления. Деятельность управляющих организаций, представляющих собой некоммерческие объединения граждан, осуществляющих деятельность по управлению соответствующими многоквартирными домами без заключения договоров управления, лицензированию не подлежит.

Принудительное прекращение действия лицензии возможно только в случае ее аннулирования. Сама процедура аннулирования лицензии не проста. Законом исчерпывающе определены основания для аннулирования лицензии, а также четко упорядочен сам процесс.
Аннулировать лицензию может только суд, если в его адрес поступило соответствующее заявление органа государственного жилищного надзора. Подобные иски обязательно должны быть санкционированы лицензионной комиссией субъекта РФ. При отсутствии такого разрешения, лицензирующий орган не имеет права самостоятельно обращаться в суд. Однако и тут не все так просто. Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в части 5 статьи 198 Жилищного кодекса РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд. В качестве еще одного самостоятельного основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с вышеуказанным требованием является отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат

4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;

копия вступившего в законную силу решения суда о признании недействительным решения общего собрания собственников о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления домом и (или) решения общего собрания собственников о расторжении договора управления;

— в случаях, определенных частями 4, 13, 14, 17 статьи 161, частями 3.1, 5 – 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса РФ, – со следующего дня после дня принятия решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока, определенного открытым конкурсом по отбору управляющей организации, договором управления с застройщиком, решением органа местного самоуправления, органа государственной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

— сведения о размещении в ГИС ЖКХ электронного образа протокола открытого конкурса по отбору управляющей организации, в соответствии с которым организация определена победителем, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся (в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ в связи с заключением договора управления в результате проведения открытого конкурса в соответствии с частями 4 и 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ);

Несоответствие документов установленным требованиям может привести к отказу во внесении изменений в реестр лицензий, поэтому управляющим организациям, товариществам собственников жилья (ТСЖ, ТСН) и жилищным кооперативам (ЖСК, ЖК, ПК) важно знать, что изменилось.

— реквизиты договора управления домом в случае управления МКД управляющей организацией, в том числе определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации, или единственным участником открытого конкурса, в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся, или заключения договора управления МКД товариществом собственников жилья либо кооперативом;

Вправе ли; УО управлять домом, если он не внесён в; реестр лицензий

Компания подала апелляционную жалобу, указав, что первая инстанция не учла специфику и статус спорных многоквартирных домов. Они находятся в собственности одного публично-правового образования, в них нет общего имущества и в них, соответственно, не может быть общего собрания собственников для выбора УО. Минобороны РФ заключило с компанией договор управления, проведения открытого конкурса в данной ситуации не требуется.

Вам может понравиться =>  Какая Соцстипендия В Университете Для Инвалидов С Детства2 Группы

Вопрос в том, что первично для определения момента начала управления: заключение договоров и начало фактического управления или внесение записи в реестр лицензий? Например, в 2023 году нам удалось отстоять интересы жителей, которые на ОСС выбрали себе УК. Одновременно с ОСС администрацией города был проведён ещё и конкурс, в котором победила другая УК. Конкурсы были признаны несостоявшимися. Однако ГЖИ не торопилась вносить изменения в реестр лицензий. Пришлось судиться уже с ГЖИ. С учётом апелляции процесс длился более полугода.

«В данном деле поднят очень важный вопрос, – комментирует судебный процесс и выводы ВС РФ руководитель практики в сфере ЖКХ, экологии и природопользования МКА «Арбат» Сергей Сергеев. – «По закону, чтобы УК начала управлять домом, нужно несколько условий. Сначала компания должна получить правовое основание для управления домом: выбор на ОСС, конкурс и т.д. После этого – реализовать это право: заключить договоры управления с собственниками, договоры с подрядчиками и поставщиками ресурсов и направить заявление на внесение изменений в реестр лицензий ГЖИ.

Спор УО и органа ГЖН переместился в Верховный суд РФ. Верховный суд РФ принял жалобу к рассмотрению и не согласился с доводами нижестоящих инстанций. Судья указала на то, что, согласно ст. 3 № 99-ФЗ, лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или ИП конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

При этом орган ГЖН отказал компании во внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ. Инспекторы провели проверку работы УО и вынесли предписание, требуя, чтобы компания не управляла домом, поскольку он отсутствует в её лицензии. Выставление ею счетов за ЖКУ ведомство сочло незаконным. Повторная проверка показала, что нарушенияпп. «б» п. 3 постановления Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, пп. «в» п. 1 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, ст. 198 ЖК РФ не устранены.

Руководитель юридического агентства «ДАРТ» Никита Глебов отметил, что суды и служба ГЖИ исходили из ч. 3 ст. 200 ЖК, что он посчитал верным. По его мнению, отдельного внимания заслуживает позиция ВС, согласно которой порядок прекращения деятельности по управлению МКД в связи с исключением сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора по окончании срока его действия. Никита Глебов предположил, что именно поэтому ВС решил передать дело на новое рассмотрение.

«Дерсу» обратилась в Арбитражный суд Приморского края, который согласился с позицией жилищной инспекции о том, что в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства до дня наступления названных обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 200 ЖК РФ. Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции без изменений.

Кроме того, собственники обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, указанных в ч. 2 ст. 161 ЖК; управление МКД, в отношении которого собственниками не выбран способ управления в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, осуществляется управляющей организацией, имеющей соответствующую лицензию, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены правительством (ч. 17 ст. 161 ЖК).

ООО УК «Дерсу» выиграло конкурс по отбору управляющей организации на управление многоквартирным домом, заключило соответствующий договор сроком на один год с возможностью его продления на тех же условиях и на тот же срок при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении его действия. По истечении года управляющая компания приняла решение исключить МКД из реестра лицензий. Домом она управляла до 1 июля 2023 г.

Антон Лебедев отметил, что в силу положений ч. 4 ст. 200 ЖК орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления домом в течение 15 дней с момента получения уведомления от органа надзора о прекращении лицензии. «По всей видимости, этого сделано не было или способ управления так и не был выбран, – предположил адвокат. – К счастью, время, когда можно было принуждать делать то, что не хочется, уже прошло, и действия жилищной инспекции были признаны не соответствующими закону. Думаю, что сама ситуация была спровоцирована тем, что в данном регионе желающих заниматься управлением домов немного».

!Напомним, согласно жилищному законодательству обязанности перед жильцами у новой управляющей компании появляются с даты внесения изменений в реестр лицензии. С этого дня организация имеет право начислять платежи жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками не выбран способ управления домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Собственникам помещений в МКД предоставлено право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления МКД, если управляющая компания не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей компании или изменении способа управления данным домом (ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ).

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

На сайте Управления необходимо выбрать закладку «Для граждан», в появившемся меню – строку «Собственнику жилья», в следующем меню – «Лицензирование предпринимательской деятельности в сфере управления МКД». В разделе «Реестры» необходимо, пройдя по ссылке «Сведения об управлении МКД в реестре субъектов РФ», скачать файл, в котором размещена таблица, в которой содержатся данные. Из соответствующей строки Вы узнаете, какая УК (указан ИНН компании) и с какой даты управляет вашим домом. Узнать, какой УК принадлежит указанный ИНН Вы можете скачав «Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Хабаровском крае».

в случае выбора способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо кооперативом:
сведения о размещении копии протокола(-ов) общего собрания о выборе или изменении способа управления, об утверждении устава ТСЖ, об утверждении устава кооперативом в ГИС ЖКХ или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников по этим вопросам в орган государственного жилищного надзора;
сведения о размещении копии протокола общего собрания членов ТСЖ (кооператива) или правления ТСЖ (кооператива) о дате начала управления многоквартирным домом в ГИС ЖКХ;
копия устава ТСЖ или кооператива;

Товарищества собственников жилья и кооперативы должны уведомлять орган жилищного надзора о начале своей деятельности по управлению многоквартирным домом или о прекращении управления домом (части 6 и 7 статьи 110, части 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса РФ).

  • адрес многоквартирного дома;
  • основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом;
  • реквизиты договора управления домом в случае управления МКД управляющей организацией, в том числе определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации, или единственным участником открытого конкурса, в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся, или заключения договора управления МКД товариществом собственников жилья либо кооперативом,
  • сведения о размещении в ГИС ЖКХ электронного образа договора управления МКД либо договора управления МКД, заключенного в электронной форме, в том числе с использованием ГИС ЖКХ;
  • сведения о размещении в системе электронного образа решения (протокола) общего собрания собственников, которым собственники утвердили условия договора управления МКД, в случае заключения договора управления с каждым собственником помещения в таком доме;
  • реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя (в случае заключения договора управления МКД, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ);
  • данные о заявителе (наименование, ИНН, а в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД на основании лицензии – номер лицензии);
  • данные о реорганизации лицензиата (в случае реорганизации);
  • сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников по вопросу выбора, изменения способа управления домом, принятия решения о заключении и (или) расторжении договора управления, в орган государственного жилищного надзора;
  • сведения о размещении в ГИС ЖКХ электронного образа протокола открытого конкурса по отбору управляющей организации, в соответствии с которым организация определена победителем, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся (в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ в связи с заключением договора управления в результате проведения открытого конкурса в соответствии с частями 4 и 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ);
  • опись приложенных к заявлению документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов.

Раньше копия решения органа государственного жилищного надзора в течение трёх рабочих дней со дня принятия направлялась заявителю по адресу, указанному в заявлении. Теперь решение направляется заявителю с помощью ГИС ЖКХ сразу в день принятия такого решения.

в случае расторжения товариществом собственников жилья либо кооперативом договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией:
сведения о размещении копии протокола общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ (кооператива) или правления ТСЖ (кооператива) о расторжении договора управления в ГИС ЖКХ;
копия направленного уведомления о расторжении договора управления или копия вступившего в законную силу соответствующего решения суда или копия заключенного соглашения о расторжении договора управления;

Решение Верховного Суда РФ от N АКПИ19-920

Как указывает административный истец, на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме 3, расположенном по ул. Лебедева в г. Ярославле, проводившемся с 21 декабря 2023 г. по 8 января 2023 г., было принято решение о смене способа управления многоквартирным домом на управление товариществом собственников жилья и о расторжении с управляющей компанией договора управления с 1 февраля 2023 г., о чем управляющая компания была извещена письмом от 11 января 2023 г. Документы направлены административным истцом в Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области для внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, однако приказом Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 25 января 2023 г. рассмотрение заявления ТСЖ «Лебедева-3» было приостановлено на основании оспариваемой нормы на срок до 30 рабочих дней в связи с отсутствием уведомления от управляющей компании, с которой договор управления был расторгнут, о прекращении договора управления многоквартирным домом. Полагает, что оспариваемая норма позволяет органу государственного жилищного надзора необоснованно ограничивать права собственников помещений в многоквартирном доме на реализацию своих прав по выбору способа управления, создает условия для одновременного существования в доме двух способов управления.

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 1 мая 2023 г. информация, указанная в статье 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья «Лебедева-3» о признании частично недействующим подпункта «в» пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2023 г. N 938/пр,

По смыслу изложенных норм содержание реестра лицензий субъекта Российской Федерации предполагает, что указанные в нем сведения, в том числе о лицензиате, об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми он осуществляет, должны иметь достоверный и актуальный характер и обновляться своевременно при заключении, прекращении или расторжении договора управления многоквартирным домом.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят Минстроем России во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом. Соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта и полномочия административного ответчика по его изданию ранее были предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации, о чем имеются вступившие в законную силу решения от 20 сентября 2023 г. N АКПИ16-731, от 29 сентября 2023 г. N АКПИ17-704, от 13 августа 2023 г. N АКПИ19-474.

Вам может понравиться =>  Пример Отрицательной Характеристики На Опекаемого Ученика 9 Класса

Согласно требованиям Порядка для включения сведений о доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации лицензиаты кроме копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации обязаны представить копии решений собственников, в том числе, если они не поименованы в качестве приложений к протоколу общего собрания. Прилагаемые к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий копии документов обязательно должны быть прошиты и заверены уполномоченным должностным лицом лицензиата. При этом, изменения в реестр лицензий вносятся только на основании того договора управления, условия которого утверждены собственниками на общем собрании.

Согласно 198 статье ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Для исключения сведений об управлении домом из реестра лицензий к заявлению прикладывается копия акта приема передачи не только технической документации, но и ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им.

Статьей 162 ЖК РФ определено, что договор управления многоквартирным домом заключается путем составления одного документа в простой письменной форме, подписанно­го сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

В зависимости от выбранного способа управления обязанность по надлежащему техническому содержанию дома и обеспечению предоставления жителям коммунальных услуг лежит либо на управляющей организации или ТСЖ, ЖСК либо на собственниках многоквартирного дома. Законодательство Российской Федерации не предусматривает передачу дома как объекта недвижимого имущества собственниками помещений многоквартирного дома вновь выбранной управляющей организации.

!Напомним, согласно жилищному законодательству обязанности перед жильцами у новой управляющей компании появляются с даты внесения изменений в реестр лицензии. С этого дня организация имеет право начислять платежи жилищно-коммунальные услуги.

— решение, принятое органами управления ТСЖ (ТСН), ЖК, ЖСК о выборе управляющей организации, имеющей лицензию на право осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД (договор заключается на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет)

Одной из сторон по договору управления МКД всегда является управляющая организация, обладающая лицензией на управление МКД, а вот второй стороной по такому договору могут быть (ч.2 ст.162 ЖК РФ): — собственники помещений в МКД; — органы управления ТСЖ (ТСН), ЖК, ЖСК; — лица, принявшие от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в доме по передаточному акту или иному документу о передаче; 13 — застройщик (ч.14 ст.161 ЖК РФ).

Выяснить, какая управляющая компания обслуживает многоквартирный дом и имеет право на выставление платежных квитанций за услуги ЖКХ, можно, не выходя из дома, сверившись с информацией на сайте Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края.

В соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками не выбран способ управления домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

  • осуществляет управление МКД, текущее обслуживание, содержание и ремонт общего имущества, а также предоставляет коммунальные услуги;
  • требования к качеству выполняемых работ и оказываемых услуг собственники предъявляют к товариществу;
  • УК не управляет домом и не собирает денежные средства на управление, поэтому не расходует их;
  • УК получает вознаграждение по договору оказания услуг (гл.39 ГК РФ). Стоимость и условия договора обслуживания определяются УК и ТСЖ по взаимному согласию;
  • договор заключается товариществом на основании решения органа правления ТСЖ в строгом соответствии со сметой доходов и расходов на год.

При наличии вины УК в возникновении ответственности товарищества перед органами контроля, например, при оказании некачественных услуг по текущему ремонту общего имущества в МКД по договору обслуживания, ТСЖ вправе взыскать убытки с управляющей компании как с подрядчика по договору.

  • предоставления коммунальных услуг;
  • выполнения работ и оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества;
  • использования общего имущества — предоставления в пользование или аренду третьим лицам на основании решения общего собрания собственников (ч.3-3.1 ст.44 ЖК РФ).
  • не собирает денежные средства с собственников на управление МКД;
  • не распоряжается собранными с собственников денежными средствами;
  • органы управления товарищества фактически бездействуют, поскольку все функции управления МКД вверены УК;
  • правление и председатель товарищества выполняют лишь функции контроля за действиями УК и имеют право расторгнуть договор управления;
  • оплата работы правления и председателя товарищества может осуществляться на основании решения общего собрания членов ТСЖ. Но поскольку они не являются сотрудниками УК, то данное условие нужно прописывать в договоре управления;
  • срок действия данного договора в жилищном законодательстве не определен, поэтому может заключаться на любой срок;
  • заключать и расторгать такой договор имеет право правление товарищества, решение собрания собственников или членов ТСЖ для этого не нужно (п.4 ст.148 ЖК РФ);
  • договор подписывает председатель товарищества от имени товарищества, действие договора распространяется на всех собственников помещений в доме;
  • товарищество не несёт ответственности и не отвечает за качество услуг и работ и состояние дома;
  • все требования к качеству коммунальных услуг, содержанию и управлению домом, а также требования к раскрытию информации по Стандарту (ПП РФ №731), штрафы и другие меры административного наказания за несоблюдение требований жилищного законодательства предъявляются к УК.
  • с передачей функций управления домом к УК у товарищества отпадает необходимость и обязанность утверждать ежегодную смету доходов и расходов, отчитываться о её исполнении и использовании средств.

По жилищному законодательству одной из сторон договора управления выступает управляющая компания. Второй стороной договора управления могут являться не только собственники помещений в МКД, но и ТСЖ, ТСН или ЖСК. Иными словами, у созданного в доме товарищества есть свобода выбора: управлять МКД самостоятельно, заключить договор обслуживания с подрядной организацией или заключить договор управления с УК, передав ей бразды правления.

2) ограничение для «многодомовых» товариществ собственников жилья (статья 136 Жилищного кодекса РФ). Если многоквартирные дома, которыми управляет «многодомовое» товарищество собственников жилья, расположены на земельных участках, которые не имеют общую границу и в пределах которых не имеется сетей инженерно-технического обеспечения, других элементов инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах, то до 1 июля 2023 года такое товарищество должно быть реорганизовано (то есть созданы отдельные товарищества собственников жилья на каждый отдельный многоквартирный дом), либо собственники должны изменить способ управления многоквартирным домом. Если такое решение не будет принято и реализовано до 1 июля 2023 года, то орган местного самоуправления проведет открытый конкурс по выбору управляющей организации для каждого из многоквартирных домов, входивших в «многодомовое» товарищество собственников жилья.

  • быть зарегистрированной в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;
  • должностное лицо (руководитель организации) соискателя лицензии должно иметь квалификационный аттестат, подтверждающий знание действующего законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства;
  • должностное лицо (руководитель организации) соискателя лицензии не должно иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами должна отсутствовать информация об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
  • руководитель организации, индивидуальный предприниматель не должны быть дисквалифицированы;
  • управляющая организация должна раскрыть предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» информацию в полном объеме.

1) непосредственный способ управления многоквартирным домом может быть выбран только теми собственниками, количество квартир многоквартирного дома которых не превышает 16 (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ). Те многоквартирные дома, которые в настоящее время управляются таким способом и количество квартир в которых превышает 16, до 1 апреля 2023 г. должны сменить способ управления данным многоквартирным домом. При отсутствии решения собственников помещений о смене способа управления орган местного самоуправления объявит открытый конкурс по отбору управляющей организации в отношении такого многоквартирного дома;

Лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами должны получить управляющие компании и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на основании договора управления многоквартирным домом (далее – управляющая организация).

В настоящий момент на территории Пермского края проходят процедуры приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационных аттестатов. Узнать информацию о том, получил ли руководитель управляющей организации квалификационный аттестат собственник помещения может на сайте Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в разделе «Лицензирование». В данном разделе также находится информация об обращении соискателей лицензии с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Общий список организаций, имеющих лицензию будет размещен на официальном сайте Инспекции в этом же разделе.

Может ли управляющая компания обслуживать дом, не включенный в ее лицензию

Верховный Суд опубликовал Определение № 302-ЭС19-17595, в котором разобрался, может ли управляющая компания оказывать услуги собственникам многоквартирного дома, если, по данным реестра лицензий региона, такие дома не включены в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет УК.

В комментарии «АГ» адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов положительно оценил определение ВС, отметив, что Суд отошел от формального подхода, которым злоупотребили нижестоящие инстанции. «Суд в очередной раз напомнил, что самым важным при регулировании взаимоотношений сторон являются фактически сложившиеся отношения. Отсутствие лицензии может иметь последствия в виде привлечения к ответственности (ст. 14.1 КоАП РФ), однако совсем не обязательно, что за этим должно следовать признание незаконным и необоснованным факта оказания услуг и получения за это денежных сумм», – указал Александр Немов. По его мнению, судам необходимо оценивать действия и реакции второй стороны соглашения и иные обстоятельства, которые могут свидетельствовать о правомерности действий лица, оказывающего услугу, в том числе и по содержанию общего имущества дома.

При этом суды посчитали, что факт реального управления учреждением многоквартирными домами не имеет правового значения ввиду отсутствия у заявителя права на осуществление указанной деятельности, в том числе заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями.

В соответствии с ч. 2 ст. 195 Жилищного кодекса реестр лицензий субъекта РФ должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. «Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что отсутствие в реестре лицензий сведений о многоквартирном доме, фактическую деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, само по себе не означает недействительность ранее выданной лицензии или осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем такой деятельности без лицензии», – подчеркивается в определении.

Также высшая инстанция отметила, что вступившим в законную силу постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 февраля 2023 г. по делу № А33-5465/2023 приказ службы надзора от 27 февраля 2023 г. № 69-ОДЛ об отказе во внесении изменений в реестр лицензий признан недействительным как не соответствующий ЖК РФ, приказу Минстроя России от 25 февраля 2023 г. № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации». Тогда же на службу надзора была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения.

Вопрос — ответ

Таким образом, договорные отношения по проведению капитального ремонта, возникшие до принятия Федерального закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», сохраняются.

Таким образом, орган местного самоуправления в течение 15 дней организовывает общее собрание собственников помещений для решения вопроса о выборе способа управления. С учетом этого, собственники помещений должны выбрать один из трех способов управления (управление УК, создание ТСЖ, непосредственный способ, при условии количество квартир не превышает 30).

Если все же, многоквартирный дом длительное время находится без управления, собственники помещений не приняли определенное решение по выбору способа управления многоквартирным домом и органы местного самоуправления бездействуют, то собственник помещения вправе пожаловаться в органы государственного жилищного надзора либо в прокуратуру на бездействие соответствующей администрации.

Вам может понравиться =>  Как Заблокировать Социальную Карту Московской Области При Утере Онлайн Через Мфц

Урегулирование вопросов взаимных расчетов собственников и лиц, осуществляющих управление домом, должно осуществляться в рамках отношений по управлению многоквартирным домом (или отдельного договора о проведении капитального ремонта, если он заключался). При этом общим собранием собственников могут быть приняты решения: о возврате средств или их части собственникам, о направлении средств на оплату иных работ и услуг, чем работ и услуг, предусмотренных региональной программой капитального ремонта, и др.

— с порядком определения размера и внесения платы за коммунальные услуги (например, неправомерное повышение тарифов, неправильно произведенный расчет по плате за горячую и холодную воду, водоотведение, отопление, несвоевременный перерасчет за услугу жилищно-коммунального хозяйства на основании представленных справок об отсутствии гражданина по месту жительства и т.п.);

Для управляющей организации значение имеет раздел 10 Порядка № 74/114/пр, который называется «Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами». Этот раздел содержит 21 группу сведений, которые также делятся на подразделы. Если перенести эти 21 группу сведений в текстовый формат, то число страниц в таблице раздела 10 составит цифру 80, то есть, состав сведений, подлежащих раскрытию – огромный.

Несмотря на то, что соблюдение лицензиатом требований к размещению информации в ГИС ЖКХ является лицензионным требованием (п. 6.1) ст. 193 ЖК РФ), создание проблем с работой по лицензии из-за ГИС ЖКХ – невероятная редкость. Кроме того, надзорным органам также не просто контролировать такой огромный объем сведений из раздела 10 Порядка № 74/114/прпо каждому дому, поэтому проверки носят или формальный или избирательный характер.

Как было отмечено, каждая группа сведений содержит подпункты, где раскрывается детализация информации, подлежащей размещению. Можно сказать так, что состав сведений – просто колоссальный, а потому практически не выполнимый по размещению на 100%. Поэтому, при желании, можно практически любой управляющей компании выписывать штраф по п. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ, например, за то, что не указано количество балконов, лоджий, козырьков и эркеров (п. 2.9) или площадь земельного участка (п. 2.11.2).

В настоящее время ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ влечет всего лишь предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей. Безусловно, смягчение наказания за неразмещение чего-либо – хорошая практика, снижающая нагрузку на бизнес. Однако с точки зрения исполнения требования о размещении информации в ГИС ЖКХ можно говорить в большей степени о формальном исполнении обязательных требований игроками рынка ЖКХ-услуг.

  1. Информацию о приборах учета, используемых для определения объема коммунальных услуг (даже в случае прямых договоров с РСО, эти сведения раскрывает управляющая организация).
  2. Информацию о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, перерывах в предоставлении (в случае ст. 157.2 ЖК РФ – это обязанность поставщика ресурса).
  3. Информацию о размере платы за жилое помещение (обычно эта информация раскрывается путем размещения протокола общего собрания или тарифного решения органа местного самоуправления (п. 4 ст. 158 ЖК РФ), однако на практике это происходит не всегда).
  4. Информацию о состоянии расчетов управляющей организации (ТСЖ/ЖСК) с ресурсоснабжающими организациями, информацию о состоянии расчетов управляющей организации с потребителями коммунальных услуг.
  5. Информацию о состоянии расчетов управляющей организации (ТСЖ/ЖСК) с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
  6. Информацию о состоянии расчетов управляющей организации (ТСЖ/ЖСК) с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (эта информация раскрывается только в случае отсутствия прямых договоров по ст. 157.2 ЖК РФ).
  7. Информацию, подлежащую размещению управляющими организациями (ТСЖ/ЖСК) если они являются владельцами специального счета, открытого в целях формирования фонда капитального ремонта.
  8. Сведения о выполнении работ (оказании услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых за счет дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (сам факт таких взносов – очень большая редкость).
  9. Информацию о лицевых счетах, присвоенных собственникам и пользователям жилых (нежилых) помещений в многоквартирных домах.
  10. Информацию о договоре управления многоквартирным домом
  11. Информацию об отчете о выполнении договора управления многоквартирным домом и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такая информация размещается ежегодно до 31 марта года, следующего за отчетным (п. 11 ст. 162 ЖК РФ).
  12. Информацию об отчетности ТСЖ/ЖСК.
  13. Информацию о договорах о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры (размещаются крайне редко по причине отсутствия принятых решений на общем собрании).
  14. Информацию об энергосервисных договорах (контрактах) (встречаются довольно редко).
  15. Информацию о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (в виде протоколов и принятых решений; чаще всего размещаются реквизиты протоколов, вместо полного текста скан образа).
  16. Информацию об ответах на обращения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, поступивших в управляющую организацию, ТСЖ/ЖСК.
  17. Сведения о наличии или отсутствии у заявителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.

Если договор управления прекращен и дом исключен из реестра лицензий, УК вправе «бросить» МКД, не дожидаясь появления новой УК

Указанная правовая позиция (впервые озвученная 19 апреля 2023 года в определении коллегии Верховного Суда РФ N 303-ЭС20-23313) применена в двух делах об оспаривании административных штрафов по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ . В обоих случаях УК, дождавшись окончания договора управления МКД с уведомлением органа жилнадзора, прекратили управление и перестали начислять жителям плату за содержание жилья, за что и были привлечены к административной ответственности (в одном из случаев и МКД поначалу находился в реестре лицензий — орган ГЖН отказался вычеркивать дом, отказ был оспорен в арбитраже и признан незаконным, но уже после привлечения УК к ответственности за неуправление «брошенным» домом).

— для случаев исключения сведений об МКД из реестра лицензий по вине самой УК (аннулирование лицензии, неоднократные неисполнения предписания ОГЖН, неоднократные грубые нарушения лицензионных требований, неоднократное воспрепятствование проверкам и т.п.) предусмотрен один порядок прекращения деятельности по управлению МКД, а для случаев удаления сведений из реестра в связи окончанием срока действия договора управления — другой порядок прекращения этой деятельности (ВС РФ применил термин «внесение изменений в реестр» в качестве противопоставления случаям исключения из реестра);

Указанная правовая позиция (впервые озвученная 19 апреля 2023 года в определении коллегии Верховного Суда РФ N 303-ЭС20-23313) применена в двух делах об оспаривании административных штрафов по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ . В обоих случаях УК, дождавшись окончания договора управления МКД с уведомлением органа жилнадзора, прекратили управление и перестали начислять жителям плату за содержание жилья, за что и были привлечены к административной ответственности (в одном из случаев и МКД поначалу находился в реестре лицензий — орган ГЖН отказался вычеркивать дом, отказ был оспорен в арбитраже и признан незаконным, но уже после привлечения УК к ответственности за неуправление «брошенным» домом).

— для случаев исключения сведений об МКД из реестра лицензий по вине самой УК (аннулирование лицензии, неоднократные неисполнения предписания ОГЖН, неоднократные грубые нарушения лицензионных требований, неоднократное воспрепятствование проверкам и т.п.) предусмотрен один порядок прекращения деятельности по управлению МКД, а для случаев удаления сведений из реестра в связи окончанием срока действия договора управления — другой порядок прекращения этой деятельности (ВС РФ применил термин «внесение изменений в реестр» в качестве противопоставления случаям исключения из реестра);

Таким образом, можно констатировать, что ранее сформированная судебная практика — о том, что УК ни при каких обстоятельствах не может бросить дом, пока он «найдет» нового управленца, — будет полностью искоренена. Исходя из решения ВС РФ от 13.08.2023 № АКПИ19-474 (суд признал незаконными «заградительные» положения Приказа № 938/пр, которые не позволяли вычеркнуть дом из реестра лицензий по заявлению УК в связи с прекращением договора управления, если одновременно никакой новой УК или ТСЖ в доме не появлялось), однако до отмены «крепостного» положения УК потребовалось еще почти два года, причем ВС РФ и сам способствовал формированию этой практики (например, определением от 23.04.2023 № 303-ЭС20-5280 оставлены в силе акты нижестоящих судов, которыми постулировалась необходимость продолжить управление домом у УК, которая ранее была отобрана по итогам открытого конкурса, однако срок этого договора управления истек: «обязанности управляющей организации в отношении спорного МКД в связи с исключением его из договора управления, как и из договора энергоснабжения, фактически не прекратились»).

Государственная жилищная инспекция Санкт‑Петербурга

Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, уведомляет организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования, а также реестр собственников помещений в многоквартирном доме, информацию о нанимателях помещений в многоквартирном доме, о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая актуальные списки в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;

Для исключения сведений об управлении домом из реестра лицензий к заявлению прикладывается копия акта приема передачи не только технической документации, но и ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им.

Статьей 162 ЖК РФ определено, что договор управления многоквартирным домом заключается путем составления одного документа в простой письменной форме, подписанно­го сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

По смыслу пункта 21 указанных Правил техническая документация подлежит восстановлению при ее утрате только лицом, которому такая документация передавалась в установленном порядке, и данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 22.04.2023 г. № 303-ЭС16-3028.

Согласно 198 статье ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Шаг 5. Провести общее собрание собственников многоквартирного дома и зафиксировать решения в итоговом протоколе. Данное мероприятие требует соблюдения большого количества формальностей, поэтому помощь профессионального юриста может оказаться полезной.

К числу обязанностей компании относятся обеспечение пожарной безопасности, ремонт общего имущества (подъезды, лифты и систем электро- водоснабжения и отопления), устранение аварий и их последствий, уборка подъездов, уборка и благоустройство прилегающей территории, вывоз мусора, установка и эксплуатация счетчиков. Полный перечень услуг, которые оказывает управляющая компания, содержится в договоре с собственниками многоквартирного дома, а также в ежемесячных квитанциях.

Шаг 4. Составить повестку общего собрания собственников, которая должна включать вопрос расторжения договора с текущей управляющей компанией. Кроме того, желательно сразу же внести в повестку вопрос о выборе новой компании, сроках передачи ей всей документации и остатка денежных средств.

Для того, чтобы адекватно оценить необходимость замены УК, стоит выписать из договора с УК и квитанций все оказываемые услуги, и составить список претензий по каждой из услуг. По каждому из пунктов можно написать жалобы непосредственно в УК. Если компания не реагирует, на следующем этапе можно самостоятельно или совместно с другими жильцами обратиться в надзорные органы (Роспотребнадзор, жилищную инспекцию или прокуратуру). После того когда наберется значительное количество официальных свидетельств неудовлетворительной работы УК, можно начинать процедуру ее замены.

В большинстве случаев договорами предусмотрено автоматическое продление, если жильцы не заявят о своем намерении отказаться от услуг компании и не продлевать договор. Подобное решение может быть принято в ходе собрания собственников многоквартирного дома;