Исследования Статистика Детского Чтения В России

Статистика чтения в России и мире

Как мы видим, Россия заняла седьмое место в рейтинге. Подразумевая экономическую среду в странах-рекордсменах, можно предположить, что спрос на образование в них намного выше, потому что люди стремятся либо переехать в другую страну, либо заняться самообразованием с целью продвижения по карьерной лестнице. Видимо, мотивация тем сильнее, чем ниже социальный статус и уровень жизни активного читателя. Например, в Индии все еще превалирует сельское хозяйство, лишь небольшая часть заниматься машиностроением, что делает ее индустриальной страной. Этот фактор оказывает негативное влияние на развитие страны и блокирует ей доступ к глобализации. Кроме того, в Индии до сих пор сохраняется кастовое распределение благ, из-за чего некоторые люди автоматически лишаются возможности протиснуться в социальный лифт. Низкий уровень жизни в аграрной стране подразумевает отсутствие доступа к интернету, так что вполне возможно, что тяга граждан к чтению – это отражение отсталости данной страны сфере информационных технологий и технического прогресса. Времена изменились, но возможности у многих жителей аналогичных стран остались на уровне второй половины 20 века.

Жанр «комикс» набирает все больше фанатов, активно распространяется среди детей, потому что привлекает внимание уникальностью в оформлении истории, фокусируясь на визуальном аспекте, а не на тексте. Кроме того, их популяризаторами выступают ведущие кинокомпании, которые выпускают зрелищные и кассовые фильмы по сюжетам, взятым из комиксов.

В последнее время нередко можно услышать от старшего поколения упреки, касающиеся непомерного использования технологий и гаджетов: «А в наше время люди читали, а не кнопки тыкали». И правда, все чаще встретишь человека с телефоном, чем с книгой. В то же время, интернет открыл миру доступ к информации. Это самый популярный способ узнать, что происходит вокруг, найти ответы на вопросы или узнать что-то новое. Для многих чтение новостных статей стало привлекательнее, чем досуг наедине с книгой. Так ли это на самом деле? А как обстоит ситуация в других странах? На эти вопросы достоверно ответит статистика.

Главной причиной низкого спроса на чтение и книги является предпочтение социальных сетей и Интернета как источников массовой информации для подрастающего поколения. Опрос ВЦИОМ показал, что молодые люди в России от 18-24 лет прочитали в среднем лишь 3,56 книг за три месяца, в то время как респонденты старше 60 лет – около 5,28 книг.

К сожалению, общая ситуация в стране показала, что 35% опрошенных не читают книг. Данная ситуация оставляет желать лучшего, поэтому очень важно, чтобы взрослое поколение прививало своим детям любовь к чтению, и не важно, как оно будет происходить: в программе «iBooks» или в полном собрании сочинений Ирвина Уэлша.

Детское чтение в современной России: социальные функции, структура и практики

Тема детского чтения на современном этапе наиболее глубоко изучается социологами и психологами Российской государственной детской библиотеки Чудиновой В.П. 4 , Голубевой Е.И. 5 , Малаховой Н.Г. 6 . Для анализа данной проблематики важны работы Сметанниковой Н.Н., Самохиной М.М., Харитоновой О.И., Беленькой Л.И. 7 , в которых исследовались социально-психологические основы интереса, мотивов чтения в детском возрасте. Интересен опыт проектной работы Тихомировой И.И. 8 , обосновавшей основы подготовки родителей как активных помощников и библиотекаря, и учителя в деле приобщения детей к книге и чтению.

Установлено, что за последние два года (2008-2010) количество выпускаемых в России книг и брошюр для детей сократилось на 3,5%, тиражи детской литературы сократились на 11%. При этом в 2010 году учебных и методических изданий для общеобразовательной школы выпустили на 10% больше, чем в 2008 г., из них 41% наименований для начальной школы. Литературно-художественные издания для детей и юношества составляют 62% от общего числа книг для подрастающего поколения (из 10938 наименований). Такой литературы издается в 2,5 раза больше для дошкольников, чем для младших школьников. Обнаружено, что значительный сегмент научно-познавательной литературы издается для детей дошкольного возраста (74%) 11 .

За период с 2006 по 2011 год автор приняла участие в 13 конференциях по социологии детства, чтения и образования, в России и за рубежом. Темы выступлений были тесным образом связаны с проблематикой, описываемой в данной работе. На конференциях были представлены промежуточные результаты исследований, проводимых в рамках данной работы. Тексты докладов, а также тезисы выступлений были опубликованы в сборниках по соответствующим конференциям.

Объявленная в 2001 году программа «Чтение» и действующая с 2006 года «Национальная программа развития и поддержки чтения в России» были дополнены в ряде регионов местными программами по проведению «Года чтения», которые поддержаны книгоиздательским и библиотечным сообществами. В настоящий период ощущается настоятельное требование оценки эффективности предпринятых мер по поддержке чтения и привлечению детей к тесному и продуктивному взаимодействию с книгами и другими печатными или электронными артефактами.

Во втором параграфе «Место чтения в общей структуре жизнедеятельности современного ребенка» проанализированы условия и факторы поддержки и развития детского чтения в современной России, оказывающие опосредованное влияние на выбор этого вида досуговой деятельности подрастающим поколением.

Проведено исследование детского чтения в России

Школьники 11-14 лет читают 1-2 часа в неделю в 28,8% случаев. 24,6% учеников открывают книги на 3-4 часа. Больше, чем 8 часов в неделю чтению уделяют внимание 11,6% детей среднего школьного возраста. Большинство детей данного возраста, 55,1%, читают 1-2 книги в месяц. 3-4 книги прочитывают 30,8% школьников, 6-10 книг – 10,2% детей, более 10 книг читают всего 3,9% детей этой возрастной группы.

Что касается проблем внеклассного чтения, то 97% педагогов считают, что ему необходимо уделять внимание в школе, при этом более 60% родителей и педагогов считают, что ведение дневника внеклассного чтения – устаревшая форма мотивации, не дающая должных результатов и слабо влияющая на желание школьников читать больше.

На вопрос «Если ребенок предпочитает художественной литературе научно-популярную или книги узкой тематики, можно ли считать это достаточным?», 47% родителей ответили «Да, но прививать интерес к чтению художественной литературы обязательно». 39% родителей считают, что этого недостаточно и чтение художественной литературы незаменимо. 14% считают интерес только к литературе в стиле «науч-поп» достаточным.

334 участника опроса считают, что самым важным количественным показателем читательской грамотности ребенка является время ежедневного чтения, тогда как 297 человек более важными считают число прочитанных книг. 448 человек назвали самым важным качественным показателем читательской грамотности добровольность чтения ребенка. 433 человека считают самым главным приоритетность – чтение, по их мнению, должно быть предпочтительной формой проведения досуга.

Масштабное онлайн-исследование по теме детского внеклассного чтения провел интернет-магазин «Лабиринт». В опросе приняли участие 738 специалистов образовательных учреждений и родители 3 856 школьников из 13 регионов Российской Федерации, причем самыми активными оказались жители Москвы — они составили 52,5% от общего числа опрошенных. Целью исследования было выяснить, насколько велика мотивация у школьников к чтению, каковы количественные и качественные показатели внеклассного чтения в нашей стране.

Окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывают сильное влияние на их отношение к книге, читательские привычки и пристрастия. Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову. Безусловно, на первом этапе освоения нового типа медиа и новых возможностей, которое оно предоставляет, к нему возникает острый интерес. Позже, когда оно будет освоено, оно «встроится» в структуру жизнедеятельности, и займет в ней свое место. [3]

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

— меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате — детективам, триллерам, «фэнтези», «ужасам», «кинороманам»);

Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом достижения успеха человека в жизни. [1] Таким образом, выявлено противоречие: между растущей значимостью чтения в условиях информационного общества как инструмента успешной деятельности человека в различных сферах жизни и снижением интереса к чтению книг у населения, в том числе подростков.

У современного подростка есть большие возможности выбора того или иного способа проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня — самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому, многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации.

г.69 – 28% младших школьников ответили таким образом). Кроме того, для этой возрастной группы важно название книги. Его упомянули 21,7% респондентов в 2001 г. и 39% — в 2010 г. Значимы для детей этого возраста также наличие в книге иллюстраций, внешний вид издания (11,4% — в 2001 г., 20% — в 2010 г.).

Субкультурный механизм социализации посредством чтения действует в рамках определенной возрастной или иной субкультуры. Он оказывает действие в подростковом возрасте и может накладываться и усиливать либо ослаблять действие перечисленных выше механизмов. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс социальных норм и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или культурного слоя, который создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной или социальной группы. Субкультура влияет на социализацию ребенка через ее носителей (это могут быть сверстники, одноклассники и проч.), т.е. лица, мнение которых для него особенно значимо ( референтная группа). При этом они могут восприниматься как авторитетные личности, например, в вопросах чтения.

В работе показаны как старые (традиционные), так и новые читательские практики современных детей – т.е. новые виды и способы деятельности при их взаимодействии с печатной и электронной культурой (например, чтение младшими школьниками текстов с экрана компьютера, использование ими для чтения ресурсов интернета и др.), проанализированы процессы, происходящие сегодня в чтении детей и семьи. Полученные автором новые данные свидетельствуют о том, что сегодня происходит все большее погружение младших школьников в новую информационную среду.

чего-то скрытого, стоящего за ней — сознания, мышления, когнитивных процессов и т. п.36 С другой стороны, практики включают в себя содержательный компонент, выражающийся через реализацию социализирующих функций, формирующих представления, ожидания и стандарты современного общества. Для рассмотрения содержательной составляющей практик важно учитывать философские трактовки данного понятия, в частности, «практика в платонизме характеризовала человеческую деятельность, детерминированную содержанием, понимаемым как благо, красота или польза»37, другая трактовка практики предлагает рассматривать ее как использование теории для достижения целей, не связанных с познанием.

Вам может понравиться =>  Кто Имеет Право На Субсидию По Самарской Области В 2023

Помимо общих знаний и навыков, полученных в процессе социализации, некоторые авторы выделяют также специализированные навыки и умения, полученные целенаправленно для осуществления повседневной жизни (например, практики чтения) или профессиональной деятельности. В.В. Волков и О.В.

  1. Колосова Е.А. Чтение как фактор социализации современных российских детей//Вестник РГГУ. – 2009. — № 2. — (Серия «Социология»). — М.: РГГУ, 2009. – С. 284-290.
  2. Колосова Е.А. Практики семейного чтения как факторы ранней социализации современных российских детей //Вестник РГГУ. – 2010. — № 3. — (Серия «Философия. Социология»). — М.: РГГУ, 2010. – С. 296-303. (0,3 п.л.).
  3. Колосова Е.А. Динамика воспроизводства традиционных и распространения инновационных практик детского чтения//Вестник РГГУ. — № 5. – 2011. — (Серия «Социология»). — М.: РГГУ, 2011. – С. 173-179. (0,3 п.л.).
  4. Колосова Е.А. Рецензия. / на кн. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. «Информационное пространство российского подростка в постсоветский период (социологический анализ)». М., 2006//Социологические исследования. – 2009. — №8. — С.153-154. (0,2 п.л.).
  1. Колосова Е.А. Влияние гендерных установок на выбор будущей профессии детей младшего школьного возраста//Наша социология 2006: Практика и перспективы социологических исследований: Сб. статей. М.:РГГУ, 2006. – С. 136-140. (0,2 п.л.).
  2. Колосова Е.А. Развивающая литература как фактор ранней профессиональной социализации детей младшего школьного возраста. Гендерный аспект//Наша социология 2007: исследовательские практики и перспективы: Сб. статей. М.:РГГУ, 2007. – С. 167-172. (0,2 п.л.).
  3. Колосова Е.А.Социализация детей младшего школьного возраста посредством чтения // Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»/ [Электронный ресурс] – М.: Издательство МГУ; СП МЫСЛЬ, 2008г. – 0,1 п.л.
  4. Колосова Е.А. Процессы и механизмы социализации детей посредством чтения// Наша социология 2008: Сб. статей. М.:РГГУ, 2008. – С. 201-206. (0,3 п.л.).
  5. Колосова Е.А. Конкуренция и кооперация компьютера и книги в информационном пространстве современных подростков //Интеллигенция в мире современных коммуникаций / Под общ. ред. Ж.Т.Тощенко. — М.:РГГУ, 2009. – С. 281-285. (0,3 п.л.).
  6. Kolosova E. Reading as a Factor of Primarily Socialization of Modern Russian Children//9th Conference of European Sociologocal Association. 2009. Lisboa-Portugal, ISCTE — IUL. Abstract book. – P. 322. (0,1 п.л.).
  7. Колосова Е.А. Развивающая литература для раннего самообразования: опыт социологического анализа//Всероссийская социологическая конференция «Образование и общество». Москва, 20-22 октября 2009 г. М.: ИС РАН; РОС, 2009 (Диск CD, ISBN 978-5-89697-165-8). — 0,1 п.л.
  8. Колосова Е.А. Актуальность изучения проблем детского чтения в России// Наша социология 2009: Сб. статей. М.:РГГУ, 2009. – C. 302-306. (0,2 п.л.).
  9. Колосова Е.А. Основные тренды трансформации практик детского чтения в семье//Детский сад от А до Я. — 2010, №3. – С. 87-91. (0,4 п.л.).
  10. Колосова Е.А. Эволюция практик семейного чтения в России: идеалы прошлого и настоящего//Интеллигенция и идеалы российского общества: Сб. статей / Под общей редакцией Ж.Т. Тощенко. М.: РГГУ, 2010. – С. 655-660. (0,4 п.л.).
  11. Колосова Е.А. Практики семейного чтения в современной России//Социолог и психолог в библиотеке : Сб. статей и материалов. — VII / Ред.-сост. М.М. Самохина. – М., 2010. – С. 213-218. (0,4 п.л.).
  12. Колосова Е.А. Читатели Российской государственной детской библиотеки// Социолог и психолог в библиотеке: Сб. статей и материалов. — VII / Ред.-сост. М.М. Самохина. – М., 2010. – С. 18-32. (в соавторстве, личный вклад 0,4 п.л.).
  13. Колосова Е.А. Практики семейного чтения в XXI веке в условиях изменяющейся социокультурной «медиасреды»// Материалы докладов XVII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»/ [Электронный ресурс] – М.: Издательство МГУ; СП МЫСЛЬ, 2010г. (ISBN:978-5-317-03197-8). – 0,1 п.л.
  14. Mayorova-Shcheglova, Svetlana N., Kolosova E.A. Sociology of Childhood in Russia//Russian Sociology on the Move/Ed. by V. A. Mansurov. – Moscow: RSS, 2010 (ISBN 978-5-904804-01-5). – 0,2 п.л.
  15. Kolosova E. Major trends transforming the practice of child reading in the family//XVII World congress of sociology. International Sociological Association. 11-17 July 2010. Sociology on the move. Book of abstracts. – P. 248. (0,1 п.л.).
  16. Колосова Е.А. Динамика воспроизводства традиционных и распространения инновационных практик детского чтения в полиэтническом обществе //Всероссийская научная конференция «Этнос, нация, общество: российская реальность и перспективы». Москва, 1-3 ноября 2010 г. М.: ИС РАН; РОС, 2010 (Диск CD, ISBN 978-5-904804-02-2). – 0,1 п.л.
  17. Колосова Е.А. Детская библиотека глазами современных детей//Наша социология 2010: Исследовательские практики и перспективы. Сб.статей/Под общей ред. Ж.Т. Тощенко. М.:РГГУ, 2010. – С. 200-204. (0,3 п.л.).

В Заключении подведены основные итоги диссертационного исследования и обозначены пути дальнейшей работы в рамках изучаемой темы. Выявлены группы факторов, способствующие развитию социокультурного пространства и поддержке детского чтения в современном российском обществе, на трех разных уровнях: микро, макро и мезо. К микрофакторам отнесены читательские практики на уровне семьи, школы, сверстников, детских объединений. Устойчивое книгоиздание, доступный рынок книготорговли, сеть общедоступных детских библиотек, сформированные и поддерживаемые на государственном уровне, рассмотрены как макрофакторы, стимулирующие условия формирования читающей личности. Под мезофакторами понимаются процессы глобализации и информатизации в современном российском обществе.

Установлены серьезные гендерные различия в чтении детей младшего школьного возраста. Чтение книг в детской среде остается более женским занятием, так же как и во взрослом обществе. Девочки активнее участвуют в процессе воспроизводства управляемых читательских практик. Новые практики чтения (электронное чтение, чтение с помощью специальных устройств, чтение в Интернете) получают большее распространение в среде девочек. Мальчики более консервативны в отношении выбора практик чтения, предпочитая традиционные (книги, журналы, газеты) и ориентируясь на собственные интересы и предпочтения.

Наметившийся конфликт современных детей с книжной культурой в немалой степени обусловлен резким изменением цивилизационно-техногенных условий их жизни. Однако немалая нагрузка лежит и на социуме, в котором воспитывается ребенок. Постепенное, но неуклонное разрушение социальной среды, стимулирующей чтение, предопределило массовое отторжение от книги и чтения на рубеже XX-ХХI веков. В подростковых группах активнее подключаются новые практики чтения, несущие за собой представления, ожидания и стандарты духовного мира подрастающего поколения. Предложены технологии, которые призваны, с точки зрения процесса социализации, осовременить, усовершенствовать, дополнить и в некоторой степени облегчить процесс чтения подрастающего поколения, а не заменить его на «инфоразвлечения» в чистом виде.

Глава I

На сегодняшний день актуальнапроблема – необходимости проведения государственной политики в области чтения, особенно детского. Именно теперь в обществе и различных государственных структурах наряду с оценкой общей ситуации развития книжной культуры как настораживающей стала осознаваться необходимость позитивных изменений. Для проектирования этих изменений стали, востребованы научные знания о том, что происходит в чтении детей и как на него влияют процессы, идущие в сфере издания и распространения детских книг и журналов. В органах управления средствами массовой информации и непосредственно крупнейшими издательствами стала ощущаться острая потребность в получении объективной картины тенденций и прогнозов в области потребления и востребованности печатной продукции подрастающим поколением. Однако выяснилось, что цельной картины нет, поскольку социологические исследования детского чтения в России в последнее десятилетие, не проводились [32, c.26].

В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Опасения о «не чтении детей», мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны, и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.

Сегодня роль чтения детей (как процесса освоения печатной культуры подрастающим поколением России) в духовном и экономическом развитии общества ещё не осознана как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. В российской культуре до недавнего времени обучение чтению относили к начальному школьному периоду. Однако сегодня большое значение приобрела проблема необходимости обучения собственно чтению (а не только звуковому анализу) именно в период дошкольного детства. Также одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным играм [32, с.25].

Однако сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. [32, c.27 –30].

Изучением педагогических основ и методик обучения чтению, социальных и экономических последствий отторжения от чтения сегодня занимаются немногие специалисты. Огромный вклад в разработку вопросов, в области детского чтения, внесли такие исследователи как Л. О. Береснева [1], Н. И. Бочкарева [3], Е. С. Гобова [4], С. А. Денисова [5], Н. С. Егорова [7], Г. А. Иванова [8], Е. Н. Ионова [9], Е. Кавелина [10], Д. И. Латышина [11], Н. И. Лифинцева [12], М. Мокина [13], А. Панфилов [14], М. Перова [17], Г. М. Первова [18], Т. Д. Полозова [19], Т. И. Полякова [20], Н. Н. Светловская [22 – 23], И. Н. Тимофеева [24], И. И. Тихомирова [25 – 27], Л. В. Тодоров [28], Ф. И. Урман [29], Д. Чаликова [30], Л. В. Чернышева [31], В. П. Чудинова [32 – 35], С. Янина [36]. На страницах печати, в журналах «Домашнее воспитание», «Школьная библиотека», «Детская библиотека», «Родительское собрание по детскому чтению», «Русская ассоциация чтения», «Начальная школа», «Этносфера», «Начальное образование», «Первое сентября»,

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Ожидаемые результаты: Приведенные материалы помогут осознать, что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, – неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности.

Только на взрослого ложится ответственность выбора «правильных» произведений, поступки героев которых помогают детям осмыслить причины и следствия их поведения. Целесообразно обсуждать, а не осуждать поступки героев, выслушивать мнение детей до того, как выскажется взрослый, не советовать, а советоваться, не ставить «клеймо», а давать детям возможность обдумать

Семья – это социальный институт, ядром которого является любовь и принятие. Поэтому на первых этапах развития ребенка чтение помогает реализовать потребность малыша в физической и эмоциональной близости с родителями (чаще – с мамой). Чуть позже совместное чтение вводит ребенка в мир культуры, помогает усвоить образцы читательского поведения, любовь к книге. Возможность находиться рядом с мамой (с папой, бабушкой) во время чтения сближает взрослого и ребенка, помогает прочувствовать отношение близкого человека к прочитанному (пусть пока это всего лишь сопереживание бабушке и дедушке, от которых укатился Колобок).

Вам может понравиться =>  Куда Обращаться Если Муж Забрал Ребенка И Увез

Н. А. Добролюбов, признавая неоценимую роль чтения в формировании личности ребенка, отмечал, что нужно учиться «выдерживать борьбу со злом», «отстаивать свою душевную чистоту и защищать общественную правду от лжи, насилия и своекорыстия». Современные произведения для детского чтения условно можно разделить на:– произведения, созданные специально для детей– адаптированные произведения классиков для детского чтения,а также на:– родную и– инонациональную литературу.

Интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. В нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Проведено исследование детского чтения в России

Масштабное онлайн-исследование по теме детского внеклассного чтения провел интернет-магазин «Лабиринт». В опросе приняли участие 738 специалистов образовательных учреждений и родители 3 856 школьников из 13 регионов Российской Федерации, причем самыми активными оказались жители Москвы — они составили 52,5% от общего числа опрошенных. Целью исследования было выяснить, насколько велика мотивация у школьников к чтению, каковы количественные и качественные показатели внеклассного чтения в нашей стране.

Школьники 11-14 лет читают 1-2 часа в неделю в 28,8% случаев. 24,6% учеников открывают книги на 3-4 часа. Больше, чем 8 часов в неделю чтению уделяют внимание 11,6% детей среднего школьного возраста. Большинство детей данного возраста, 55,1%, читают 1-2 книги в месяц. 3-4 книги прочитывают 30,8% школьников, 6-10 книг – 10,2% детей, более 10 книг читают всего 3,9% детей этой возрастной группы.

334 участника опроса считают, что самым важным количественным показателем читательской грамотности ребенка является время ежедневного чтения, тогда как 297 человек более важными считают число прочитанных книг. 448 человек назвали самым важным качественным показателем читательской грамотности добровольность чтения ребенка. 433 человека считают самым главным приоритетность – чтение, по их мнению, должно быть предпочтительной формой проведения досуга.

Что касается проблем внеклассного чтения, то 97% педагогов считают, что ему необходимо уделять внимание в школе, при этом более 60% родителей и педагогов считают, что ведение дневника внеклассного чтения – устаревшая форма мотивации, не дающая должных результатов и слабо влияющая на желание школьников читать больше.

На вопрос «Если ребенок предпочитает художественной литературе научно-популярную или книги узкой тематики, можно ли считать это достаточным?», 47% родителей ответили «Да, но прививать интерес к чтению художественной литературы обязательно». 39% родителей считают, что этого недостаточно и чтение художественной литературы незаменимо. 14% считают интерес только к литературе в стиле «науч-поп» достаточным.

15 Российская государственная детская библиотека Информацию о книгах, литературных новинках и мнениях других читателей подростки находят на сайтах книжных издательств (27%), в социальных сетях (30%), на форумах и в тематических сообществах (15%), в блогах (16%). Предпочитают читать: бумажные книги 48% подростков только электронные — 23% подростков Для трети подростков не имеет значения в каком виде читать.

8 Жанрово-тематические предпочтения подростков Фантастические, «волшебные» книги (было 50% — стало 56%) Приключенческая литература (было 53% — стало 55%) Веселые и смешные книги (было 46% — снизилось до 37%) Занимательная, познавательная литература (было 20% — стало 30%) Страшные, таинственные книги (было 30% — стадо 25%) Романтические книги, книги про любовь (было 20% — стало 20%)

7 Российская государственная детская библиотека Произведения классических зарубежных детских писателей: Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», бр. Гримм «Белоснежка», «Бременские музыканты», Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», «Русалочка», А. Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок», Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье», М. Твен «Приключения Тома Сойера». Произведения отечественных авторов А.М. Волков «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы», П. Ершов «Конек-горбунок», К. Булычев «Приключения Алисы», Э.Н. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот». Младшие школьники (в особенности 1-2 класс) в качестве любимых называли традиционные русские сказки «Колобок», «Маша и Медведь», «Репка». Популярные книги у младших школьников

2 Российская государственная детская библиотека Исследование по проблемам детского чтения Российская государственная детская библиотека Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) Выборка: 350 младших школьников (1-4 классы) 350 старших школьников (5-9 классы) в 34 городах 8 федеральных округов РФ по заказу Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям

16 Анализ данных статистики Российской книжной палаты с 2002 по 2013 г. Новая детская литература как зарубежных, так и отечественных авторов, издается небольшими тиражами. Общая тенденция последних лет — средние тиражи детской книги продолжают неуклонно сокращаться.

Таким образом, детское чтение в России в XVIII — XIX века не стремительно, но всё же развивалось. В этот период времени, на страницах таких педагогических журналов, как «Учитель», «Детский сад», «Педагогический листок», «Воспитание и обучение», «Вестник воспитания», одним из важнейших средств пробуждения чувств ребенка и обогащения его жизненного опыта считалось чтение высокохудожественных произведений. Поэтому, детские журналы, редактируемые известными педагогами XVIII — XIX веков и содержащие специально подобранные произведения для детского чтения, являлись важным средством нравственного воспитания подрастающего поколения [19, с.82].

Вопросы детской литературы и детского чтения были в центре внимания самого крупного поэта начала XVIII века Феофана Прокоповича. Образованнейший человек своего времени, он написал оригинальную детскую книгу «Первое учение отроком», которая выдержала двадцать изданий. В большом предисловии к этой книге Феофан Прокопович изложил свои педагогические взгляды. Феофан Прокопович считал, что воспитанием ребёнка надо заниматься с раннего возраста, образование должно соединяться с воспитанием. Дети, отмечает Феофан Прокопович, должны любить книги. Поэтому важен отбор книг, и они должны быть доступны детям. Читать плохие книги или же не понимать прочитанное, считает Феофан Прокопович, — «многажды худшее и злейше» [8, с.21].

Создание демократической теории детского чтения как относительно самостоятельной области чтения связано с деятельностью В. Г. Белинского. Он считал литературу действенным средством образования и воспитания подрастающих поколений. В статье-рецензии «О детских книгах» (1840г.) критик писал: «Воспитание — великое дело: им решается участь человека…книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон [8, с.38]. В. Г. Белинский отмечал, непреходящую роль книги, чтения в формировании нравственных качеств, патриотических чувств, эстетических представлений в подготовке юных граждан к труду и практической жизни, к бескорыстному служению общему благу.

В трудах писателей, критиков, педагогов XIX века находится множество идей, суждений по вопросам детского чтения, которые сыграли большую роль в формировании специалистов по библиотечной работе с подрастающим поколением. Непреходящее значение имеют идеи революционных демократов. Они заложили основы педагогики детского чтения как относительно самостоятельной области педагогического значения.

Веком быстрого и самобытного развития России был XVIII век. Реформы Петра I явились движущей силой в развитии всех сторон жизни государства. Новые исторические задачи обусловили проведение ряда просветительных реформ, в первую очередь в области народного образования. Организация и содержание народного образования и просвещения первой трети XVIII века отражали прогрессивные явления культурной жизни России. Для удовлетворения потребностей учащихся нужны были новые учебные пособия и книги. Такие книги стали создаваться уже в самом начале XVIII века. В 1701 году была издана богато иллюстрированная детская книга «Трёхязычный словарь» Фёдора Поликарпова, а в 1704 году его же книга — «Лексикон трёхязычный» [8, с.21]. По поручению Петра I Фёдор Поликарпов написал такую же русскую историю для детей. Очевидно, стремление Фёдора Поликарпова, влиять на воспитание у детей интереса к чтению, формировать круг их чтения. В данный период времени детское чтение обогащалось новыми книгами, разнообразными по форме и содержанию. Важнейшие значение для детского чтения того периода имели отход от церковнославянского языка, издание книг гражданским шрифтом на языке, близкому, живому, разговорному и более доступному детям.

  • Повышение уровня коммуникабельности — 89%
  • Увеличение концентрации внимания — 86%
  • Уменьшение уровня расстройств — 80%
  • Понимание чтения — 85%
  • Качество речи — 74%
  • Память — 73%
  • Запись по буквам — 69%
  • Зрелость — 84%

В Европе и Канаде метод Томатиса прошел множество испытаний. Исследование особенно указывают на эффективность при устранении трудностей обучения и решении поведенческих проблем. В Канаде существует центры, работающие по данному методу. При анализе занятий мистер Стутт заключает, что метод Томатиса приносит ощутимую пользу системе образования. Дети, прошедшие «слуховую терапию», продемонстрировали существенное увеличение I.Q. (коэффициент умственного развития), хорошие навыки чтения, ускорение процессов восприятия и способность устно выражать свои мысли и чувства. Другой исследователь, Тим Гилмор, провел более глубокий анализ и обобщил полученные данные центра Томатиса в Торонто (Канада), в котором участвовала 400 детей и подростков, подтвердил заключения сделанные Стуттом. Все они показали хорошие результаты во время теста на школьную успеваемость и тестирования у психолога. В этом испытании 95 % родителей засвидетельствовали, что программа помогла их детям. Они увидели положительные изменения, которые могут быть выражены в следующих параметрах:

Проблема расстройств аутистического спектра и сложных нарушений речевого развития в виде сенсорной алалии является многоплановой, значимой с медицинской и социальной точек зрения, нуждается в разработке мультидисциплинарных клинико-биологических исследований, в поиске новых абилитационных подходов, профилактической стратегии в оказании помощи детям с нарушением психического и речевого развития [4, стр. 13]. Неизменным также остаются принципы мультидисциплинарности, комплексности и непрерывности в абилитации больных.
Базовым методом воздействия при нарушениях развития когнитивных функций для врачей неврологов, психиатров всегда являлась медикаментозная терапия нейрометаболическими стимуляторами [3, стр.35]. В случае показаний в виде присоединения симптоматики психотического спектра, а также труднокорригируемых форм поведения, врачами-психиатрами применяется антипсихотическая терапия, а также другие группы препаратов [4, стр.128]. Однако, не стоит забывать, что фармакотерапия – важная, но не единственная часть комплексного лечения. В России до сих пор практически не проводилось сравнительных исследований эффективности и безопасности различных методов и лекарственных средств для лечения аутистических расстройств, полностью отвечающих современным мировым стандартам доказательной медицины [4, стр.125].
Методы педагогического воздействия чрезвычайно эффективны. Это методы логопедической коррекции и прикладной анализ поведения (АВА-терапия), получившие широкое распространение для коррекции нежелательных форм поведения, а также выработки необходимых навыков (т.н. оперантное научение) [4, стр.139]. Однако, специалистов, владеющих необходимыми навыками работы с непростой категорией детей, откровенно мало, особенно в отдалённых от европейской части страны территориях. Выраженный негативизм со стороны детей, нередко возникающий при работе, отказ от совместной деятельности, создают препятствия при установления контакта. Эмоциональный «дефект» таких детей требует большой эмоциональной вовлечённости, что приводит к быстрой утомляемости и возникновению синдрома «выгорания» у специалистов и родителей. Тем не менее, состояние детей-аутистов и алаликов улучшается, если профилактические мероприятия начинаются рано (в возрасте 2-4 лет), являются интенсивными (не менее 15 часов в неделю) и продолжительными (более 2-х лет) [4, стр.121].
Таким образом, возникает потребность в использовании (в частности) физических методов, которые позволяют увеличить экспозицию направленного воздействия, делают его доступным, вплоть до ежедневного применения в необходимом объёме [2, стр 10].
В условиях Томатис-центра (г. Барнаул) был накоплен опыт наблюдения за результатами сочетания двух методов физического воздействия — слуховой терапии по методу Альфреда Томатиса (МТ) и транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) на фоне получения основной базовой медикаментозной терапии и педагогических занятий со специалистами.
МТ имеет несколько модификаций и в последнее время получила довольно широкое распространение, в том числе и в России. В данном случае, сенсорное воздействие проводилось на аппаратах Solisten компании Tomatis Developpment (Франция). При воздействии по методу Томатис, стимуляция происходит по восходящим путям мозга от периферии к центральным, корковым отделам мозга, что согласуется с теорией Бернштейна о поступательном, «восходящем» созревании мозга и является онтогенетически оправданным. Данный подход также не противоречит и теории поражения проводящих путей между полушариями при формировании речевых расстройств (синдрома алалии) при созревании детского мозга, т.к. восходящий путь проходит и систему межполушарных взаимодействий, не достигших необходимой стадии развития [1, стр.176-177]
ТМС — метод, основанный на стимуляции нейронов головного мозга переменным магнитным полем. Его суть заключается в возникновении под действием сильного магнитного поля деполяризации мембран нервных клеток [5, стр.7]. Учитывая нарушение формирования у таких детей топографической картины мозга с локализацией «речевых» центров восприятия речи в левой височной области (зона Вернике) и левой заднелобной области (зоной Брока) и т.н. «фронтальную» недостаточность с нарушением формирования третичных полей мозга в передних лобных долях, именно эти зоны были взяты для ТМС. В то же время нейрональная сеть в поверхностных областях мозга взаимодействуют с более глубокими центрами памяти, расположенными в гиппокампе, косвенное воздействие на которые также необходимо для интеграции всех отделов мозга, участвующих в осуществлении высшей нервной деятельности.
Клинические исследования применения ТМС проводилось ранее при лечении таких состояний, как депрессия (уровень доказательности A по Европейским рекомендациям), тревожное расстройство (уровень доказательности С по Европейским рекомендациям), афазии Вернике и Брока (недостаточная статистическая группа, требуется проведение дополнительных исследований) [5, стр. 12]. Однако, имеющиеся эмоциональные расстройства в структуре заболевания сами по себе давали оправданные основания ожидания позитивных результатов при применении методики.
В анализ были взяты 17 детей в возрасте 3-8 лет, наблюдающиеся в условиях центра больше года. Диагнозы лечебных учреждений: у 7 детей – ранний детский аутизм (РДА); 5 детей имели диагноз специфического расстройства развития с психической и речевой задержкой с синдромом алалии; 2 детей имели сочетанную патологию в виде детского церебрального паралича (ДЦП) с нарушением психического и речевого развития; у 3 детей наблюдалась задержка речевого развития с синдромом алалии без нарушения интеллектуального развития. У всех детей без РДА имелись нарушения поведения в виде аутистикоподобного синдрома. Все дети прошли скрининг-обследование для исключения эпилептической активности головного мозга при отсутствии клинических данных о наличии эпиприступов в анамнезе. Все дети получали базовую медикаментозную коррекцию в виде приёма препаратов группы нейропротекторов периодичностью 4 курса в год. 4 ребёнка из 5 с диагнозом РДА получали терапию атипичными нейролептиками. Все дети посещали реабилитационные центры или специализированные детские дошкольные учреждения (ДДУ) с регулярными занятиями у специалистов – логопедов-дефектологов и психологов. Дополнительно к этому все дети из анализируемой группы получили 3 курса МТ общей экспозицией 60 часов с интервалами 1-2 месяца между 1 и 2 курсом, и 3-4 месяца между 2 и 3 курсом. Во время 2-го интервала между курсами МТ проводилась ТМС в условиях частного медицинского центра «Пигмалион» на магнитном стимуляторе Нейро-МС компании Нейрософт (Россия) № 10 сеансов через день. Повторный курс ТМС был проведён с интервалом в полгода после первого.
Анализ результатов проводился путём опроса родителей и, по возможности ребёнка, а также из результатов клинического наблюдения за ребёнком. Из анализируемой группы у 9-ти детей (52,9%) наблюдалась отчётливая «речевая» положительная динамика в виде увеличения количества слов в словаре, формирования фразы (при первоначальном её отсутствии), появления слов (после наличия в арсенале только звукоподражаний) и т.д. У 14 детей (82,3%, включая «речевую» группу) отмечалось улучшения поведения, целенаправленности действий в игре, появлении указательного жеста, фиксации взгляда на собеседнике, выполнение просьб и команд со стороны взрослых и сверстников, понимание обращённых фраз. У 3-х детей (17,6%, все из них дети с РДА) достоверной положительной динамики не выявлено. Данные результаты являются обнадёживающими, так как в центр обращаются родители детей с наиболее тяжёлой патологией, отчаявшиеся в получении результативной помощи от государственных учреждений и реабилитационных центров.
Рассмотрен опыт применения комбинированных физических методов воздействия – слуховой терапии по методу Томатис и транскраниальной магнитной стимуляции на фоне медикаментозной терапии и педагогических занятий со специалистами у 17 больных с ранним детским аутизмом и синдромом алалии с расстройством аутистического спектра в условиях Томатис-центра г. Барнаул. Проанализированы результаты.
Ключевые слова: метод Томатис, транскраниальная магнитная стимуляция, ранний детский аутизм, алалия, расстройство аутистического спектра.
The experience of the use of combined physical methods of stimulation – auditory therapy and Tomatis method, transcranial magnetic stimulation in pharmacotherapy teaching and training of specialists in 17 patients with the early infantile autisme syndrome Allie with autism spectrum disorder in the Tomatis centre in Barnaul. We analyzed the results.
Keywords: Tomatis method, transcranial magnetic stimulation, early infantile autism, alalia, autism spectrum disorder.

Вам может понравиться =>  Кто Должен Устанавливать Батареи Отопления В Подъезде

Во всем мире озабочены процессом падения интереса к чтению . проводившееся в 2001-2003 гг. в 32 странах мира международное исследование «ПИЗА» ставило целью выявить реальный уровень образования в различных странах. Изучалось развитие умения справляться с различными видами задач, представленных в печатных текстах. Дети должны были найти нужную информацию, интерпретировать то, что они прочитали, сделать выводы на основании прочитанного о проблеме или стиле изложения, выразить свое отношение к изложенному. Очень важно научить детей читать и понимать прочитанное, но и воспитать их так, чтобы чтение стало активной частью их жизни. В анкете учащимся задавали вопросы об отношении к чтению: например, сколько времени они обычно проводят за чтением для собственного удовольствия, как часто читают газеты, романы, электронные сообщения и т.д. Все вопросы этого типа сводились в единую категорию: «профиль чтения». В дополнение к этому изучались учебные навыки работ с печатными текстами.

Вершина достижений в области изучения читателей в России 19 века – исследования Н.А. Рубакина. Он осуществил централизованное изучение читателей по специально разработанной программе. Наиболее значительная его работа, в которой нашло отражение его исследования и характеристика чтения различных слоев общества, — «Этюды о русской читающей публике» (1895 г.). Разработал теорию библиологической психологии, в рамках которой он пытался рассмотреть психологию читателей, процесс чтения, взаимоотношения между писателем и читателем и ряд других вопросов.

Наиболее активно чтение в нашей стране изучается в 60-80-е годы. Для этого периода характерно проведение централизованных крупномасштабных исследований. Изучалось чтение основных социальных групп: рабочих, молодежи, специалистов, крестьянства, библиотечное и небиблиотечное чтение. Использовались различные методы исследования: опрос, эксперимент, наблюдение, анализ документации и др.

Была принята программа «Книга и чтение в жизни советского общества», разработанная Государственной библиотекой им. Ленина (РГБ). Этот проект был нацелен на планомерное изучение чтения и читательских ориентаций ведущих социальных групп. В рамках этой программы проведены исследования:

Со второй половины 20-х годов работа по изучению читателей проводилась в массовых и других библиотеках. В это время разрабатываются теоретические основы изучения читателей: вопросы психологии чтения и читателей, библиотечная психология (Балик, Покровский, Гуров и др.).

Следует избегать ненужной, второстепенной, бессодержательной к данному объекту исследования информации. Цифровой материал необходимо представлять таким образом, чтобы при анализе таблицы сущность явления раскрывалась чтением строк слева направо и сверху вниз.

Простейшим видом групповых таблиц являются атрибутивные и вариационные ряды распределения. Групповая таблица может быть более сложной, если в сказуемом приводится не только число единиц в каждой группе, но и ряд других важных показателей, количественно и качественно характеризующих группы подлежащего. Такие таблицы часто используются в целях сопоставления обобщающих показателей по группам, что позволяет делать определенные практические выводы.

В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления народным хозяйством. Она собирает информацию, характеризующую развитие экономики страны, культуры и жизненного уровня народа. С помощью статистической методологии вся полученная информация обобщается, анализируется и в результате дает возможность увидеть стройную систему взаимосвязей в экономике, яркую картину и динамику развития, позволяет делать международные сопоставления.

Для более полной характеристики сложных социально- экономических явлений бывает недостаточно провести группировку по одному признаку. Изучаемые объекты обычно характеризуются многими свойствами, многими признаками, часто взаимосвязанными. Для того, чтобы раскрыть эти связи и полнее охарактеризовать типы явлений, прибегают к сложной группировке по двум и более признакам. При статистической сводке материалов сложной группировки применяется комбинационная таблица.

    • совокупности и единиц наблюдения, формирующих ее;
    • признаков и их комбинаций, формирующих подлежащее и сказуемое таблицы;
    • признаков количественных и атрибутивных;
    • соотношения признаков подлежащего с показателями сказуемого;
    • вида таблицы: простая или сложная, а последняя – групповая или комбинационная;
    • решаемых задач – анализ структуры, типов явлений или их взаимосвязей.

Чтение и анализ статистических таблиц

Содержательный анализ предполагает изучение внутреннего содержания таблицы: анализ отдельных групп подлежащего по соот­ветствующим признакам сказуемого; выявление соотношения и пропорций между группами явлений по одному и разным признакам, сравнительный анализ и формулировку выводов по отдельным группам и по всей совокупности в целом; установление закономерностей и определение резервов развития изучаемого объекта.

Анализ групповых и комбинационных таблиц позволяет охарактеризовать типы социально-экономических явлений, структуру сово­купности, соотношения и пропорции между отдельными группами и единицами наблюдения; выявить характер и направление взаимосвязей и взаимозависимостей между различными, определенными логикой экономического анализа сочетаниями признаков и найти зависимости признаков — следствия от признаков — причин.

Условно-натуральные — применяются к абсолютным величинам с однородными свойствами, но проявляющим их по-разному. Например, общая масса энергоносителей (дрова, торф, каменный уголь, нефтепродукты, природный газ) измеряется в т.у.т. — тонны условного топлива, поскольку каждый его вид имеет разную теплотворную способность, а за стандарт принято 29,3 мДж/кг. Аналогично общее количество школьных тетрадей измеряется в у.ш.т. — условные школьные тетради размером 12 листов. Аналогично продукция консервного производства измеряется в у.к.б. — условные консервные банки емкостью 1/3 литра. Аналогично продукция моющих средств приводится к условной жирности 40%.

Единицы измерения абсолютных величин отражают свойства единиц статистической совокупности и могут быть простыми, отражая 1 свойство (например, масса груза измеряется в тоннах) или сложными, отражая несколько взаимосвязанных свойств (например, тонно-километр или киловатт-час).

Логическая проверка состоит в возможности определения конкретных признаков теми или иными числовыми значениями (например, абсурдно, если численность работающих на фирме составила 106,7 человека). Счетная проверка предполагает выборочный расчет отдельных значений признаков по группе либо итоговых значений строк или граф и т.д.