Коэффициент Владения И Изменения Кадастровой Стоимости

Коэффициент Владения И Изменения Кадастровой Стоимости

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», не относится официальное (общеобязательное) разъяснение норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) о порядке применения налоговой базы при налогообложении недвижимости. Вместе с тем, полагаем возможным направить следующие рекомендации.

Таким образом, изменение налоговой базы — кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества вследствие установления его рыночной стоимости в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 03.07.2023 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», применяется с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Настоящее письмо носит сугубо информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2, пунктом 1.1 статьи 391, пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в редакции Федерального закона от 23.11.2023 N 374-ФЗ изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения (объекта недвижимого имущества) в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и указанными нормами Кодекса.

НК РФ Статья

2. В случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода — кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1.1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, или на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных налогоплательщиком расходов, связанных с приобретением этого имущества, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса.

В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, отсутствует в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на этот объект недвижимого имущества, или на дату его постановки на государственный кадастровый учет (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода), положения настоящего пункта не применяются.

1. Налоговая база по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, определяется в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

5. При исчислении в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи налога в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, находившегося в общей совместной собственности, сумма полученного каждым из участников совместной собственности дохода определяется для всех участников совместной собственности в равных долях.

  • путем предоставления субъектом персональных данных при регистрации на Сайте, при подаче заявок, заявлений, анкет, бланков, заполнении регистрационных форм на сайте Оператора или направления по электронной почте, сообщения по телефону службы поддержки Оператора;
  • иными способами, не противоречащими законодательству РФ и требованиям международного законодательства о защите персональных данных.

Ещё одной новеллой Закона является новый механизм пересмотра результатов государственной кадастровой оценки в случае серьезного снижения цен на рынке недвижимости (Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» дополнен статьей 19.1 «Индексы рынка недвижимости»).

4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.

4.2. При обработке персональных данных Оператор применяет правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О персональных данных», Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденной ФСТЭК РФ 14.02.2008 г., Методическими рекомендациями по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации, утвержденных ФСБ РФ 21.02.2008 г. № 149/54-144.

До этого очередная государственная кадастровая оценка осуществляется не ранее чем через три года (в городах федерального значения — не ранее чем через два года) и не позднее чем через пять лет с года последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, категорий земель (подп. 1 п. 7 ст. 6 Закона № 269-ФЗ).

Временный характер сведений ЕГРН об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции, действовавшей до 01.01.2023), сохраняется до момента государственной регистрации права или аренды на такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2023 года. По истечении данного срока сведения об участках, которые носят временный характер, будут исключены из ЕГРН, в соответствии с предусмотренным порядком ведения ЕГРН.

Простым языком, если вычет полностью покрыл полученный доход от продажи недвижимости, то и обязанности по уплате НДФЛ нет. При этом, в соответствиис Федеральным законом от 02.07.2023 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» при определении доходов от продажи недвижимости, которая была в собственности меньше минимального срока владения, нужно обращать внимание на кадастровую стоимость продаваемого объекта. Так как если продается объект недвижимости, приобретенный после 01.01.2023 года, и сумма дохода от его продажи меньше, чем его кадастровая стоимость, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то доход от продажи принимается равным умноженной на коэффициент 0,7 кадастровой стоимости недвижимости.

А с 01.02.2023, в соответствии с Федеральным законом от 26.05.2023 № 148-ФЗ, будут вносить сведения об аварийности многоквартирных домов. Если дом или квартира признается аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, а также непригодным для проживания, это должно обязательно отражаться в сведениях ЕГРН.

Например, в 2023 году Вы за 1 млн. руб. продали квартиру, которая досталась по наследству в этом же году. Кадастровая стоимость квартиры на 01.01.2023 – 2,5 млн руб. При расчете налога Вы можете применить имущественный вычет в 1 млн руб.. Налогооблагаемая сумма дохода составила 750 000 руб. (2 500 000 руб. x 0,71 000 000 руб.). Таким образом, несмотря на то что квартира была продана за 1 млн руб., декларацию подать нужно, так как полученный вычет не смог покрыть доход, рассчитанный исходя из кадастровой стоимости с применением понижающего коэффициента 0,7.

1. Впервые, во всех субъектах России одновременно пройдет массовая государственная кадастровая оценка всех земельных участков, не зависимо от категории. Ранее кадастровая оценка проходила один раз в четыре года, но было решено, что в 2023 году проведут ее одновременно во всей стране.

НК РФ не предусмотрен порядок применения сведений о кадастровой стоимости в случае установления её уполномоченным бюджетным учреждением субъекта РФ в размере рыночной стоимости объекта недвижимости. Поэтому в переходный период со дня, указанного в решении высшего исполнительного органа госвласти региона о дате перехода к применению новых правил (ст. 22.1 Закона № 237-ФЗ), применение для налогообложения недвижимости кадастровой стоимости, установленной в соответствии с ними, происходит:

Персональная ответственность руководителей указанных учреждений за качество принимаемых решений по заявлениям заинтересованных лиц об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и об установлении её в размере их рыночной стоимости.

  • рассмотрение уполномоченными органами власти субъектов РФ обращений правообладателей об исправлении таких ошибок, в т. ч. через МФЦ;
  • их исправление без необходимости оспаривания результатов оценки в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Теперь в целях налогообложения кадастровую стоимость земельного участка (в случае ее изменения по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда) будут применять с даты внесения в кадастр сведений о кадастровой стоимости, которая была предметом оспаривания.

Установлен режим непрерывного надзора за проведением государственной кадастровой оценки Росреестром. В частности, это постоянное наблюдение не только по формальным признакам соответствия требованиям закона, но и на предмет соответствия методическим указаниям о государственной кадастровой оценке.

Налог на имущество организаций: изменения 2023 года и отражение в «1С: Бухгалтерии 8»

Федеральный закон от 03.08.2023 № 302-ФЗ внес изменения в главу 30 НК РФ, согласно которым устанавливается, что с 01.01.2023 налогом облагается только недвижимое имущество организаций (п. 1 ст. 374 НК РФ). В целях определения налогооблагаемой базы по налогу, как и сейчас, критерии отнесения имущества к недвижимому (движимому) являются крайне важными.

Вам может понравиться =>  Признать Право Собственности На Дом Непригодным Для Проживания

Отметим, что в налоговую декларацию (в налоговый расчет по авансовому платежу) по налогу на имущество организаций планируется внести изменения. Проект соответствующего приказа ФНС России размещен на сайте . Предполагается, что изменения вступят в силу, начиная с отчетности за I квартал 2023 года.

При этом на практике возникали ситуации, когда требовалось менять группу, чтобы налог на имущество исчислялся корректно. Например, сооружения типа строительных бытовок (которые не имеют прочной связи с землей и не соответствуют критериям недвижимого имущества) приходилось указывать в группе Другие виды основных средств. А некоторые транспортные средства, например морские суда, следовало указывать в группе Прочие объекты, требующие государственной регистрации, относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости.

Расчет и начисление налога на имущество в программе выполняется автоматически с помощью регламентной операции за декабрь Расчет налога на имущество, входящей в обработку Закрытие месяца. Если в регистре Порядок уплаты налогов на местах имеются записи, где указано, что по налогу на имущество уплачиваются авансовые платежи, то в перечень операций закрытия месяца за март, июнь и сентябрь также добавляется операция Расчет налога на имущество.

В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2023 № 334-ФЗ пункт 15 статьи 378.2 НК РФ дополнен положением о том, что изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости учитывается при определении налоговой базы, если изменяются качественные и (или) количественные характеристики данного объекта налогообложения (например, площадь или назначение). Учитывается указанное изменение со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

  • Льгота действует на разные виды объектов. Например, у вас дом, квартира и гараж. На все эти объекты будет распространяться льгота. Документы на них отправлять не нужно, хватит реквизитов.
  • Льготу дают только на один объект из нескольких, если они одного вида. Например, у вас три квартиры – нужно будет выбрать, какая из них будет «льготная». Если вы не выберете, это сделает за вас сама налоговая. О своем выборе необходимо заявлять до 31 декабря.

Далеко не каждый россиянин обязан платить налоги на имущество физических лиц. Для некоторых есть льготы – они либо совсем освобождаются от налогов, либо платят 50% от суммы. Льготы распространяются исключительно на жилье и гаражи, причем только на один вид из них. Помещения для бизнеса не считаются. Полный список граждан, которые входят в разряд льготников, есть в НК РФ (ст. 407 Налоговые льготы).

  • Сделаем расчет налога по кадастровой стоимости за 2023 год. В этом случае применяется понижающий коэффициент. В Тюмени кадастровую стоимость в качестве налоговой базы используют третий год, поэтому коэффициент составляет 0,6. Налог вычисляем по формуле: (Налог по кадастру – Налог по инвентаризационной стоимости) Х Понижающий коэффициент + Налог по инвентаризационной стоимости = Сумма налога.

Чтобы государство узнало, что вам положена льгота на налоги, нужно об этом оповестить налоговую службу – направить заявление. Сроки не имеют значения. Если успеете сделать это до 1 апреля, тогда начисления по налогу придут уже с учетом льготы. Если написать заявление позже, то потом сделают перерасчет.

  • Вычислим инвентаризационную стоимость. Ее определяют по формуле: Налог = Инвентаризационная стоимость Х Коэффициент-дефлятор Х Ставка налога Х Коэффициент периода владения. Здесь вычет не используют. Коэффициент-дефлятор в Тюмени в 2023 году (последний год применения инвентаризационной стоимости для расчета налога) составлял 1,147, а налоговая ставка на квартиры 0,1%. Коэффициент-дефлятор можно посмотреть на ресурсе ФНС.

Налог на имущество физических лиц

Движимое имущество закон определяет от обратного: это любые вещи, которые не являются недвижимостью. Например, автомобиль, деньги, телевизор или персидский кот. Перечень недвижимых объектов дан в гражданском кодексе — за собственность, не указанную в этом списке, налог на имущество не платят.

До 2014 года за налоговую базу брали инвентаризационную стоимость. Инвентаризационная стоимость — это устаревшая схема расчета, которая учитывает изначальную стоимость и износ. Инвентаризационная стоимость объекта налогообложения не связана с рыночной. Ее определяло бюро технической инвентаризации — БТИ. Собственник недвижимости может получить справку о размере инвентаризационной стоимости. Обращаться нужно в БТИ по месту расположения объекта.

С помощью ставки вычисляют сумму налога на имущество. Налоговая ставка — это процент от налоговой базы. А налоговая база — это стоимость объекта налогообложения. Для расчета берут не всю стоимость — и не ту, что указана в договоре купли-продажи. Стоимость объекта определяют государственные органы, и она бывает двух видов: инвентаризационная или кадастровая. Но разбираться в видах стоимости и вычетах необязательно: все данные указаны в налоговом уведомлении. Главное — проверить их перед оплатой.

У пенсионера две квартиры: одна в Москве, кадастровой стоимостью 3 млн, другая в Омске, кадастровой стоимостью 810 000 Р . Поскольку московская квартира дороже, по умолчанию он получит льготу за нее. Но по заявлению он может выбрать омскую квартиру, тогда за московскую придется платить. Если речь идет о налоге на имущество за 2023 год, то выбор надо сделать до 31 декабря 2023 года.

Закон требует регистрации прав на любую недвижимость, а для движимых объектов такого требования нет. Не путайте с регистрацией транспортных средств в ГИБДД: при выдаче паспорта транспортного средства автомобиль ставится на учет, а не регистрируется право собственности на него. За счет ПТС хозяин «привязан» к машине, но это не аналог права собственности.

Практический обзор основных изменений в сфере кадастровой оценки

В итоге, с одной стороны, их должны рассматривать АСы на основании п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК как дела «об оспаривании решений и действий организаций, наделенных федеральным законом отдельными публичными полномочиями» — здесь это те самые БУ субъекта РФ, наделенные полномочиями по определению КС на основании ч. 2 ст 6 ФЗ о ГКО. Правда, формальный момент состоит в том, что полномочиями их буквально наделяет не федеральный закон, а уполномоченный орган субъекта на основании федерального закона.

6.2. При исправлении ошибок применение уменьшенной КС происходит задним числом (с начала применения первоначальной КС), а увеличенной – передним, со следующего года (п. 2, 3, 5 ч. 2 ст. 18 ФЗ о ГКО). Здесь положение налогоплательщиков ухудшается, т.к. раньше увеличение КС в рез. исправления тех. ошибок вообще не могло произойти до следующей ГКО (ч. 8 ст. 20, ч. 16 ст. 21 ФЗ о ГКО в прежней ред.). Отсюда – при обращении за исправлением ошибки нужно учитывать риск увеличения КС со след. года. А с учетом права региональных властей самостоятельно пересчитывать КС в связи с обнаруженными ошибками (ч. 25 ст.21), риск увеличения КС со следующего года имеется даже без такого обращения.

Налоговым кодексом не предусмотрен порядок применения сведений о кадастровой стоимости в случае установления уполномоченным бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации (далее — бюджетное учреждение) кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости в соответствии со статьей 22.1 Закона N 237-ФЗ.Исходя из части 2 статьи 6 Закона N 269-ФЗ полагаем, что в переходный период со дня, указанного в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ, применение для целей налогообложения объектов недвижимости кадастровой стоимости, установленной в соответствии со статьей 22.1 Закона N 237-ФЗ, осуществляется в соответствии с пунктом 6 частью 2 статьи 18 Закона N 237-ФЗ (в редакции Закона N 269-ФЗ), т.е. с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

6.1. Для новой процедуры установления КС=РС по ст. 22.1 ФЗ о ГКО (см. п. 5 выше) сохранен порядок, аналогичный действовавшему в старой процедуре пересмотра КС=РС: КС=РС применяется с 1 января года обращения в БУ с заявлением о пересмотре (п. 6 ч. 2 ст. 18 ФЗ о ГКО).

Кроме того, бросается в глаза, что данная мера распространяется только на оспаривание решений БУ по заявлениям об ошибках (ст. 21 ФЗ о ГКО). Т.е. незаконные отказы БУ в установлении рыночной стоимости по новой процедуре (ст. 22.1 ФЗ о ГКО, см. п. 5 ниже) страшить его руководителя не будут.

Разработчики законопроекта административный механизм пересмотра кадастровой стоимости по исправлению ошибок и установлению ГБУ кадастровой стоимости в размере рыночной позиционируют как более совершенный и эффективный. Как будет работать новый механизм – пока неясно. Но, учитывая, что решения по заявлениям о пересмотре кадастровой стоимости будут принимать сотрудники того же бюджетного учреждения, что проводит ГКО и несет ответственность за допущенные при ее проведении ошибки, вопрос об эффективности, беспристрастности и объективности подобного административного механизма остается открытым.

Надежды, что новый закон устранит противоречие, не оправдались. В п. 6 ч. 2 ст. 18 Закона «О государственной кадастровой оценке» (в ред. законопроекта) перешла формулировка о применении оспоренной кадастровой стоимости с 1 января года подачи соответствующего заявления в ГБУ.

Ошибки, допущенные при проведении ГКО, – явление частое. Это подтверждается в том числе огромным количеством споров по пересмотру кадастровой стоимости. Но даже несмотря на наличие в законодательстве классификации ошибок (технические и методологические), нередко доказать их проблематично. В случае технической ошибки (учтены неверные характеристики объекта, допущена опечатка, арифметическая ошибка) сложностей при исправлении не возникает – кадастровая стоимость пересчитывается бюджетным учреждением. Но доказать методологическую ошибку крайне сложно из-за специфики проведения ГКО. Ожидаемого результата порой проще добиться через установление кадастровой стоимости в размере рыночной в судебном порядке, так как именно в этом случае учитываются все индивидуальные особенности объекта.

Вам может понравиться =>  Постановление Правительстава 354

До 2023 г. субъект РФ имел право самостоятельно решить, по правилам какого закона проводить оценку недвижимости. С 1 января 2023 г. все субъекты должны при проведении государственной кадастровой оценки (далее по тексту – ГКО) руководствоваться Законом «О государственной кадастровой оценке», а Закон «Об оценочной деятельности» применяется только при пересмотре кадастровой стоимости, которая была рассчитана по его правилам. С момента вступления в силу нового закона, которым вносятся поправки в эти акты, механизмы определения и пересмотра кадастровой стоимости будут работать по новым правилам.

В действующем законодательстве отсутствует ответственность за нарушение сроков проведения ГКО, и в некоторых субъектах они серьезно нарушаются. Так, в Самарской области последняя переоценка объектов капитального строительства была проведена еще в 2013 г. Справится ли новый закон с данной проблемой – покажет время.

Любой коэффициент-дефлятор – это устанавливаемая ежегодно величина, применяемая для корректировки налоговых выплат с учетом инфляционных процессов. Коэффициент-дефлятор при налоге на имущество физических лиц, таким образом, является способом корректирования инвентаризационной стоимости объектов имущества с учетом размера инфляции на определенный период.

* Важно! С 1 января 2023 года данный коэффициент-дефлятор устанавливаться не будет, т.к. он применялся к инвентаризационной стоимости, которая в свою очередь использоваться в расчёте налога больше не будет (Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ).

Порядок применения дефлятора регламентирован ст. ст.404, 406 НК РФ. Так, показаниями к применению коэффициента-дефлятора является отсутствие такого ориентира, как кадастровая стоимость недвижимости. То есть дефлятор может быть применен только при условии, что в отношении объекта недвижимости существует лишь инвентаризационная оценка. Соответственно, при наличии кадастровой оценки дефлятор применяться не будет.

Существует несколько методов кадастровой оценки – метод массовой оценки или индивидуальный метод. При этом используются различные подходы к оценке- затратный, сравнительный, доходный. Результаты оценки обосновываются и анализируются, при этом кадастровая стоимость не должна превышать рыночную (на момент оценки).

Если вы хотите просто уточнить, на основании чего установлена кадастровая стоимость вашего объекта недвижимости, вы можете обратиться с Заявлением о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости. Заявление может быть подано напрямую в ваше территориальное ГБУ, через МФЦ или Госуслуги.

Если вы хотите оспорить кадастровую стоимость своей недвижимости, и уверены, что оценка стоимости ошибочна, то это можно сделать обратившись с заявлением об исправлении ошибок, сделанных во время определения кадастровой стоимости в непосредственно территориальное ГБУ (а также через МФЦ или портал Госуслуг).

Бюджетные учреждения тесно взаимосвязаны с органами Росреестра. По сути, когда имущество ставится на кадастровый учет Росреестр отправляет о нем сведения в территориальное учреждение кадастровой оценки, которое в свою очередь оценивает вновь учтенную недвижимость и ответ с результатами оценки поступает в Росреестр для внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.

До 1 января 2023 года у государства существовала возможность определять кадастровую оценку по одному из двух действующих законов: либо по 135-ФЗ (от 29.07.1998), либо по 237-ФЗ от 03.07.2023.
Этот переходный период определения кадастровой стоимости длился три года (2023, 2023, 2023).
По закону 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», государственная кадастровая оценка должна проводиться с учетом методических рекомендаций, в установленные сроки и по правилам. Все это прописано в законодательстве.

«Что это означает? Оспорить кадастровую стоимость уже невозможно, невозможно определять рыночную стоимость на ту дату, по состоянию на которую определялась кадастровая. Но в статье 22.1 ввели актуализацию. Наш собственник понимает, что его кадастровая стоимость уже утверждена, но не отражает актуальную рыночную. Он составляет заявление, прикладывает к нему отчет, в соответствии с которым рыночная стоимость определена на 1 января 2023 года, и подает его в бюджетное учреждение. Хотя кадастровая стоимость была определена на 1 января 2023, та рыночная стоимость, которая в итоге определится и будет внесена в ЕГРН, может быть определена не на дату определения кадастровой стоимости, а на текущую», – поясняет Владислав Савиных.

Однако и это собственнику не поможет. «Проблема в том, что порядок расчета индекса рынка недвижимости, несмотря на свое название, никакого отношения к рынку недвижимости не имеет. Он о том, как много объектов недвижимости подверглись процедуре оспаривания кадастровой стоимости. Если более 30% объектов недвижимости, исходя из их площади и стоимости, подверглись оспариванию, и их кадастровая стоимость снизилась более, чем на 30% в совокупности, то да, индекс рынка недвижимости это отразит. А собственно падение рыночных котировок, спроса на недвижимость, арендных ставок – всего этого индекс не отражает. Это показатель качества кадастровой оценки», – поясняет Владислав Савиных.

«По статье 16 мы оцениваем то, в какой степени мы можем предоставить учреждению достоверные сведения о произошедших изменениях. Когда мы говорим о ЕГРН, то в отношении него действует принцип публичной достоверности. Статья 16 – это упрощенный административный порядок актуализации, который предусмотрен законодателем. Мол, вот здесь мы можем гарантировать, что у учреждения будут достоверные данные, поэтому мы автоматически запускаем механизм актуализации», – рассказывает юрист.

Помимо актуализации данных об объектах, принцип предполагает актуализацию данных о рынке. В статье 4 говорится, что бюджетным учреждением собирается, обрабатывается, систематизируется и накапливается информация, необходимая для определения стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости. Статья 19.1 и вовсе устанавливает, что кадастровая палата рассчитывает индексы рынка недвижимости, и в случае, если он опускается более чем на 30%, то кадастровая стоимость автоматически по соответствующей категории объектов недвижимости снижается на этот индекс рынка. То есть, если кадастровая стоимость, например, была 100 миллионов, а индекс снизился на 30%, то она упала до 70 миллионов.

«Единственный пример, где собственник сумел провести такую конструкцию – это постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.03.2013 по делу № А32-12625/2012. Первая и вторая инстанции ему отказали, но в кассации он нашел понимание. Суд кассационной инстанции отметил, что нужно разделять оспаривание и актуализацию кадастровой стоимости с текущей рыночной. Если при оспаривании суд требует предоставить отчет на дату определения кадастровой, чтобы была сопоставимость, то при изменении кадастровой стоимости на основании статьи 66 Земельного кодекса РФ это не требуется. Приносите отчет на любую дату, и мы вам актуализируем кадастровую стоимость. Но, к сожалению, это единственный пример», – сообщает юрист.

Поправки по имущественным налогам: нужно ли спешить с оспариванием кадастровой стоимости

В настоящее время переоценка объектов недвижимости производится не чаще чем один раз в течение трех лет, а в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет (ст. 24.12 ФЗ от 2.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Однако в 2023 году приняли поправки, которые не выгодны налогоплательщикам, так пересчет налога осуществляется с момента внесения данных в реестр. Но фактически налогоплательщик должен переплачивать за те ошибки, которые допустил не он, а бюрократическая система, ведь с момента обнаружения неправильно установленной стоимости до внесения сведений в реестр может пройти значительное время.

Не получится оспорить кадастровую оценку жителям тех регионов, в которых налог до сих пор исчисляется по инвентаризационной стоимости. Позиция Верховного суда РФ заключается в том, что если права и обязанности лица еще не затрагиваются, то оно не имеет права обжаловать кадастровую оценку (определение Верховного Суда РФ от 24 июня 2023 г. № 18-АПГ15-6). Так же резкое падение стоимости недвижимости, которое произошло позже установления кадастровой стоимости, не поможет ее снизить.

2) в отношении физических лиц — собственников жилых домов, квартир и комнат Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает ряд налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц в виде налоговых вычетов, налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем в отношении таких жилых помещений, как части жилых домов и части квартир, налоговые преимущества не применяются, поскольку они не выделены как самостоятельные объекты налогообложения.

Не так давно изменился сам порядок оспаривания кадастровой стоимости: сейчас можно обратится в комиссию или суд (ранее сначала необходимо было в досудебном порядке обратиться в комиссию, которая занимается пересмотром кадастровой стоимости и если она отказывала в уменьшении показателя, то потом можно было обратиться в суд).

Неясности с исчислением налога на имущество по кадастровой стоимости в 2023 году после поправок остаются

  1. недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, то есть как среднегодовая стоимость;
  2. недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, то есть как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

Таким образом, из поправок, внесенных Законом № 325-ФЗ в статью 378.2 НК РФ (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и подп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ), следовало, что с 1 января 2023 года вне зависимости от факта упоминания недвижимого имущества в соответствующем региональном Перечне, если кадастровая стоимость имущества установлена, то подлежит уплате налог на имущество организаций, исчисленный по этой кадастровой стоимости.

В связи с резонансом, вызванным предстоящим порядком исчисления налога на имущество по кадастровой стоимости по всей недвижимости (который многократно увеличивал налоговую нагрузку на налогоплательщиков), были внесены изменения в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Вам может понравиться =>  Как Заменить Социальную Карточку Пенсионера Из Красногосркамосковской Области

Вместе с тем, по нашему мнению, законодатель всё же имел в виду первый вариант формулировки подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, то есть предполагал кадастровое налогообложение по отношению ко всем перечисленным в данной норме объектам исключительно в зависимости от вида земельного участка; если же объект, в том числе жилье, гараж, машино-место, НЗС находится на ином земельном участке, то он облагается по среднегодовой стоимости (и только если относится к основным средствам организации).

Так, 28 ноября 2023 года был принят Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. ЗЗЗ.33 и 378.2 части II НК РФ» (далее — Закон № 379-ФЗ), уточняющий перечень недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость.

Расчёт налога на объекты недвижимости по новым правилам – с 2023 года

Понижающие коэффициенты используются, когда налог по кадастровой стоимости превышает налог, рассчитанный по инвентаризационной стоимости. В обратной же ситуации, когда налог по инвентаризационной стоимости больше, чем налог по кадастровой, понижающие коэффициенты не применяются.

  1. для объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор
  2. с учётом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов до 500 млн.руб. включительно
  • по налоговой ставке 0.3%:
  • налогоплательщик имеет право на возврат излишне уплаченной суммы налога (статья 78 и статья 79 НК РФ
  • возврат происходит:
    • или как изъятие из бюджета ранее уплаченных сумм налога
    • или как зачёт:
      1. сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период
      2. недополучение бюджетом сумм налоговых платежей, внесённых ранее
  • налоговый вычет по земельному налогу
    • применяется, начиная с налогового периода 2023 года
    • земельный налог уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 м 2 по одному ЗУ
  • площадь ЗУ не более 600 м 2 :
    • земельный налог не взимается
  • площадь ЗУ участка превышает 600 м 2
    • земельный налог рассчитывается за оставшуюся площадь
  • в течение первых 3 этапов перехода к использованию 100% кадастровой стоимости:
    • понижающий коэффициент будет увеличиваться до значения 0.6
    • сумма налога будет расти не более чем на 10% в год по сравнению с предыдущим годом
  • до 2023 года при расчёте применяется коэффициент, по которому сумма налога каждый год растет на 20%
  • новый понижающий коэффициент должен применяться в тех регионах России, в которых налог исчисляется с коэффициентом 0.6
  • порядок исчисления налога не меняется в тех регионах, в которых в 2023 году для расчёта налогов использовались понижающие коэффициенты 0.2 или 0.4

Таким образом, для расчета кадастровой стоимости выбирают наиболее оптимальный для данного региона, вида недвижимости, места нахождения и пр. факторов, подход и метод и с использованием специальных формул вычисляют стоимость объекта. Более подробно читайте в статье: «Как определяется кадастровая стоимость».

Если вы хотите оспорить кадастровую стоимость своей недвижимости, и уверены, что оценка стоимости ошибочна, то это можно сделать обратившись с заявлением об исправлении ошибок, сделанных во время определения кадастровой стоимости в непосредственно территориальное ГБУ (а также через МФЦ или портал Госуслуг).

Бюджетные учреждения тесно взаимосвязаны с органами Росреестра. По сути, когда имущество ставится на кадастровый учет Росреестр отправляет о нем сведения в территориальное учреждение кадастровой оценки, которое в свою очередь оценивает вновь учтенную недвижимость и ответ с результатами оценки поступает в Росреестр для внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.

Существует несколько методов кадастровой оценки – метод массовой оценки или индивидуальный метод. При этом используются различные подходы к оценке- затратный, сравнительный, доходный. Результаты оценки обосновываются и анализируются, при этом кадастровая стоимость не должна превышать рыночную (на момент оценки).

Откуда она берется, как проводится кадастровая оценка и чем регламентирована кадастровая стоимость законодательно в 2023 году? На все эти вопросы ответы содержатся в десятках нормативных актов, принятых на федеральном и местных уровнях. Обывателю разобраться в подобных вопросах достаточно сложно, однако заподозрить неверный расчет кадастровой стоимости может каждый. Кадастровая оценка должна быть объективной, а кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной.
Собственники могут оспорить кадастровую стоимость, тем самым избежать излишнего налогообложения.

Как правильно рассчитать налог на недвижимость и стоит ли оспаривать кадастровую стоимость

В связи с этим максимальные различия между инвентаризационной и кадастровой стоимостью будут в отношении относительно старых объектов, расположенных на наиболее привлекательных (и дорогостоящих) земельных участках (например, в центре города). Разница в инвентаризационной и кадастровой стоимости новостроек будет существенно меньше. Особенно существенная разница наблюдается в Москве, где стоимость объекта может возрасти в 30-40 раз.

Инвентаризационная стоимость представляет собой стоимость, рассчитанную БТИ в соответствии с Приказом Минстроя России №87 от 04.04.1992 г. Фактически она представляет собой восстановительную стоимость имущества (рассчитанную исходя из стоимости материалов на момент строительства) с учетом износа, скорректированную на различные коэффициенты. В ней отражаются площадь самого помещения, тип дома, год постройки и ввода в эксплуатацию, однако не учитываются такие факторы как местонахождение объекта и стоимость земельного участка под ним, его транспортная доступность, степень комфортности и т.п.

После перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости уровень ставок налога (0,1-2%) остается прежним, а база для расчета налога существенно увеличивается: как правило, кадастровая стоимость в несколько (а иногда и в десятки) раз превышает инвентаризационную. В связи с этим Налоговым кодексом РФ установлены понижающие коэффициенты, которые применяются к разнице между суммой налога, рассчитанной по новым правилам, и суммой налога, рассчитанной в последний год применения старых правил. Понижающие коэффициенты применяются в течение первых четырех лет после перехода на новые правила и составляют: 0,2 — в первый год, 0,4 — во второй год, 0,6 — в третий год и 0,8 — в четвертый год. Начиная с пятого года (например, в отношении Москвы — с 2023 года) налог уплачивается в полном размере.

Базовые ставки по налогу на имущество и основные льготы зафиксированы в Налоговом кодексе РФ. При этом ставки и льготы по налогу могут корректироваться (в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ) местными нормативно-правовыми актами, а в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами соответствующих городов.

  • стоимость подготовки отчета об оценке рыночной стоимости объекта. Она зависит от характеристик и площади объекта, а также от статуса оценочной организации (например, оценка стоимости квартиры площадью менее 100 кв.м. — от 15 000 рублей);
  • стоимость судебной экспертизы (если суд не будет удовлетворен качеством отчета об оценке). Она также варьируется в зависимости от характеристик объекта и может в некоторых случаях достигать 100 000 рублей и более;
  • государственную пошлину — 300 рублей с физического лица;
  • стоимость юридических услуг по подготовке документов и представлению интересов истца — от 50 000 рублей.

Изменения правил кадастровой оценки недвижимости

Сейчас эта процедура упростилась. Причина возникновения ошибок кроется в массовости проведения оценки — «крупными мазками», не учитывая индивидуальные характеристики объекта. А объект может находиться в ветхом состоянии на определенной территории, поэтому «причесывать под одну гребенку» такие объекты нельзя.

Срок для рассмотрения заявления об исправлении ошибок составляет 30 дней (п. 16 ст. 21 закона № 237-ФЗ). Затем ГБУ пересчитывает кадастровую стоимость в течение 45 дней с даты подачи заявления. После вынесения решения в течение 3 рабочих дней ГБУ уведомляет собственника недвижимости. И в этот же срок ГБУ передает сведения об изменении стоимости в Росреестр для внесения новой стоимости в ЕГРН.

При этом в «кадастровом» Законе четко прописано, что если ГБУ принимает решение об исправлении ошибок, то оно должно проверить нет ли ошибок в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних и смежных, однотипных объектов (п.15 ст. 21 Закона № 237-ФЗ).

Бизнесмены часто сталкиваются с необъективными результатами кадастровой оценки. Рыночная цена зачастую в разы меньше кадастровой оценки. А с необоснованно завышенной стоимости бизнесменам приходится платить налог на имущество — в отношении недвижимости и земельный налог — в отношении земельных участков.

Кадастровая стоимость периодически пересматривается, а владельцы недвижимости периодически судятся. В попытках изменить правила игры, был принят Федеральный закон от 31.07.2023 № 369-ФЗ, в котором изменен порядок оспаривания кадастровой стоимости и периодичность оценки.

В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Сведения о кадастровой стоимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), можно узнать, получив выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (форма выписки утверждена приказом Минэкономразвития России от 25.12.2023 № 975).

Публичная кадастровая карта содержит сведения Единого государственного реестра недвижимости. Нужный объект можно найти на карте по кадастровому номеру, а также использовать расширенный поиск. По каждому объекту недвижимости, данные о котором содержит сервис, можно узнать общую информацию, в том числе площадь и кадастровую стоимость объекта, а также характеристики объекта и кто его обслуживает. Информация сервиса является справочной и не может быть использована в виде юридически значимого документа.

С 01.01.2023 до 01.01.2023 Федеральным законом от 03.07.2023 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлен переходный период, в течение которого в субъектах Российской Федерации осуществляется переход к проведению государственной кадастровой оценки по новым правилам, установленным данным законом.

Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.