Контролируемые Сделки Критерий 2022 Год

Что представляют собой контролируемые сделки

Фискальные органы уделяют пристальное внимание контролируемым сделкам. Эти сделки, заключаемые между взаимозависимыми участниками рынка, выделяются в отдельную категорию. Доходная составляющая таких сделок достаточно велика, и ФНС заинтересовано в тщательном контроле уплаты налогов по ним. В нашем материале будут рассмотрены особенности контролируемой сделки и критерии отнесения сделки к этой категории с учетом поправок законодательства, действующих в текущем году, с примерами и пояснениями.

Срок подачи уведомления установлен до 20 мая следующего года. Подается документ по месту нахождения или учета, если налогоплательщик отнесен к категории крупнейших (КН). За непредоставление сведений или недостоверную информацию грозит штраф в 5 тыс. руб. (ст. 129.4).

Поправками законодательства, актуальными в текущем году для всех российских участников таких сделок, закреплен единый лимит доходов 1 млрд руб. (раньше значения могли быть разными, в зависимости от сделки), для иностранцев – 60 млн руб. (раньше сделки с иностранцами контролировались полностью). Российские фирмы дополнительно должны соответствовать условиям ст. 105.14-2 НК РФ. В нее добавлены новые основания, позволяющие определить сделку как контролируемую – в отношении добычи углеводородного сырья и различных ставок налога на прибыль.

Важно! Контролирующий орган имеет право запрашивать информацию по контролируемым сделкам и использовать ее после завершения проверки для проверки иных лиц по той же контролируемой сделке. Информацию нужно предоставить в срок 30 дней с момента получения требования (НК РФ, ст. 105.17, 105.15).

Пример: Один из российских участников контролируемой сделки на сумму 1 млрд руб. (условно), обнаружив, что лимит сделок за год может быть превышен, обращается к услугам посредников и включает их в схему сделки. Он продает продукцию компании А на сумму 0,7 млрд руб. и компании Б на сумму 0,3 млрд руб., а те сбывают товар взаимозависимому лицу. ФНС может обратиться в суд с иском о признании сделки контролируемой. Суд удовлетворит эти требования, если будет доказано формальное участие посредников в сделке и фактическая сумма сделки между взаимозависимыми лицами 1 млрд руб.

Контролируемые сделки

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанный специальный налоговый режим;

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

6) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково», либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 145.1 части второй НК РФ

По заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, перечисленным выше (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

8) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

В уведомлении, если покупка ценных бумаг осуществлена у взаимозависимого лица, а продажа, в том числе в другом налоговом периоде, не взаимозависимому лицу, сделку следует отражать в момент покупки. Если покупка ценных бумаг осуществлена у не взаимозависимого лица, а продажа, в том числе в другом налоговом периоде, взаимозависимому лицу, то в уведомлении сделка отражается в момент продажи. При покупке ценных бумаг у взаимозависимого лица и продажи взаимозависимому лицу, но в разных налоговых периодах, следует отражать в уведомлении сделку и в момент покупки, и в момент продажи. В отношении сделок по покупке и продаже ценных бумаг в уведомлении следует указывать код 015 «Купля-продажа».

Например, сделки с взаимозависимым лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с данным взаимозависимым лицом превышает 60 млн. руб. за календарный год. Поэтому, как поясняет налоговая служба, сделки, в том числе по приобретению акций у иностранных взаимозависимых лиц, могут быть признаны контролируемыми, если они отвечают вышеуказанным требованиям (письмо ФНС России от 25 января 2022 г. № ШЮ-4-13/754@).

Нормами налогового законодательства определен порядок признания сделок контролируемыми, но не выделяются их виды, а устанавливаются условия признания сделок таковыми (ст. 105.14 Налогового кодекса). Так, к таким относят сделки в случае, если сумма доходов по ним в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия. Перечень сделок, не признаваемых контролируемыми, носит закрытый характер и не подлежит расширенному толкованию (п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов. Как поясняет Минфин России, сумму доходов по сделке можно рассматривать как сумму стоимостных оценок операций, совершенных во исполнение указанной сделки (письмо Минфина России от 16 августа 2013 г. № 03-01-18/33535). При этом под стоимостной оценкой операции следует понимать доход налогоплательщика или доход другого участника сделки.

Доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного дохода, уплаченной налогоплательщику покупателем, и суммы процентного дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом. Расходы при реализации или ином выбытии ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги.

10) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

8) сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Коды товаров, перечисленных в пункте 5 настоящей статьи, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли.

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр — до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

1. В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

  • зарегистрированы в одном регионе РФ;
  • не имеют обособленных подразделений в других регионах РФ и за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других регионов;
  • не имеют убытков, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок. Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу (ст. 105.14 НК РФ). Изучите ее, чтобы определиться, нужно ли вам отчитываться по контролируемым сделкам 2020 года в 2021 году. Эти же критерии действовали для сделок, совершенных в 2019 году, и будут действовать для сделок 2021 года.

Сделку между взаимозависимыми лицами резидентами РФ можно признать контролируемой, если выполняется хотя бы один из перечисленных в соответствующем разделе таблице критерий. При этом не считаются контролируемыми сделки, которые соответствуют указанным критериям, но стороны которых:

Эти критерии применяются для сделок, доходы и расходы от которых признаются для расчета базы по налогу на прибыль с 1 января 2020 года. При этом не имеет значения дата заключения договора. Однако, если вы оплачивали налог до начала 2020 года, перерасчеты проводить не нужно.

Контролируемым сделкам посвящена целая глава Налогового кодекса — глава 14.4. Данная глава включает три статьи, которые дают представление о контролируемых сделках, описывают их критерии, порядок подготовки документации и уведомления для ФНС. В данной статье расскажем о нюансах контролируемых сделок в России.

Критерии контролируемых сделок — таблица на 2020-2021 годы

Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

  • между лицами, которые одновременно:
  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют ОП в других субъектах РФ, за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • отсутствуют условия для признания сделок контролируемыми по критериям, установленным подп. 2-6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды);
  • по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны — небанковские российские организации;
  • по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ и др.
Вам может понравиться =>  Право На Вступление В Наследствро За Безвестно Отсутствующим

Контролируемыми в общем случае считаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом к зависимым в целях определения контролируемости сделок относятся фирмы, соответствующие критериям, указанным в ст. 105.1 НК РФ, а для целей признания сделок между ними контролируемыми ст. 105.14 НК РФ установлены определенные критерии. Спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.

Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.

Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

Контроль ЦБ за переводами с карты на карту в 2022 году: как на самом деле

В сентябре 2021 года ЦБ подготовил очередную методичку для банков: какие операции нужно считать подозрительными и что делать с такими переводами. Она применяется уже несколько месяцев, даже если вы про это не знали. Эти рекомендации ориентированы на выявление расчетов незаконных онлайн-казино, форекс-дилеров, организаторов финансовых пирамид и криптовалютных обменников. С учетом этого документа банки должны были настроить системы мониторинга так, чтобы выявлять незаконные переводы с карты на карту, с абонентского номера на карту, через подставных лиц и с помощью электронных кошельков.

Если у клиента есть счет, на который приходят деньги от деятельности онлайн-казино или большие объемы зачислений в рамках финансовой пирамиды, при этом с такого же устройства интернет-банком для вывода денег пользуются еще по 10 картам, у этих людей могут быть проблемы. Но они могли быть и в 2020 году, и в 2021.

  1. Консультировать банки насчет выявления нелегальных онлайн-казино и финансовых пирамид.
  2. Собирать обезличенные данные по переводам в тех банках, где выявлен высокий риск нелегальных операций.
  3. Запрашивать у этих банков обезличенные реестры переводов физлиц с подозрительными признаками — но без персональных данных.

Репетитора, сантехника, домашнего кондитера или блогера эти меры не коснутся. Это не значит, что можно сколько угодно вести бизнес без уплаты налогов. Налоговый инспектор может хитростью обнаружить такую деятельность даже через «Инстаграм». И банк тут будет вообще ни при чем. У налоговиков достаточно своих методов и систем контроля.

27 декабря РБК со ссылкой на источники на платежном рынке предупредил о каком-то новом отчете банков с данными о переводах с карты на карту. Вроде бы ЦБ будет запрашивать у банков информацию обо всех транзакциях от физлица физлицу. Все это похоже на тотальный контроль за переводами: с передачей персональных данных, проверкой назначения платежа и суммы по каждому зачислению. Получается, что Банк России установит слежку за всеми переводами, а потом, возможно, и налоговая доберется до каждого, кто подрабатывает без оформления бизнеса.

При УСН или использовании агента сделки тоже смогут быть контролируемыми

Кроме того, вводится уточнение, что в случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), такие сделки приравниваются к сделкам, совершенным непосредственно между комитентом (принципалом) и третьим лицом.

Статья НК о контролируемых сделках (105.14) связывает их признание с суммой доходов, полученных от таких сделок за год: 60 млн рублей – для сделок, перечисленных в пункте 1 этой статьи, 1 млрд – для сделок, упомянутых в пункте 2. При этом доходы берутся, посчитанные по правилам главы 25 НК о налоге на прибыль. И ничего не сказано о том, как быть лицам, применяющим другие режимы налогообложения.

В названной статье утратит силу пункт 7 – о том, что сделка с иностранным лицом, зарегистрированном в офшоре, или внешнеторговая сделка с определенными товарами (кстати, будет убрано понятие «мировой биржевой торговли») считается контролируемой при годовой сумме доходов от таких сделок от 60 млн. Но это не значит, что контролируемыми будут абсолютно все подобные сделки, независимо от суммы – просто убирается дублирующая норма.

Как известно, проверки по сделкам между взаимозависимыми лицами может проводить только ФНС (хотя, конечно, находятся обстоятельства, при которых это правило не работает), а «обычные» налоговики на местах вправе лишь уведомить ФНС, если обнаружили, что налогоплательщик о контролируемых сделках не отчитался. Сейчас оговаривается, что известить ФНС налоговая может, если «нарыла» что-то подобное при камералке, при выездной проверке или при налоговом мониторинге. Это условие будет упразднено – и тогда даже без проведения какой-либо проверки или мониторинга ИФНС получит право сообщать в ФНС, что налогоплательщик утаил сведения о контролируемых сделках.

8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково» (далее в настоящем Кодексе — исследовательский корпоративный центр), либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй настоящего Кодекса;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр — до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанный специальный налоговый режим;

10) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Проверки сделок между зависимыми лицами: сроки и основания для их продления

Считается, что в таких сделках особо высок риск получения необоснованной налоговой выгоды вследствие манипулирования ценами и иными существенными условиями этих сделок. В связи с этим компании обязаны сообщать налоговикам об их совершении, а последние должны контролировать такие сделки путем проведения по ним налоговых проверок на предмет правильности исчисления и уплаты налогов.

Сделки между взаимозависимыми лицами – это разновидность контролируемых сделок, совершаемых между субъектами, указанными в ст. 105.1 НК РФ. В частности, к взаимозависимым лицам относятся компании в случае, если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%, а также компании, в которых полномочия руководителя осуществляет одно и то же лицо.

В ходе проверки налоговики вправе истребовать документы (информацию) как у участников проверяемых сделок, так и у любых других лиц, располагающих документами (информацией), касающимися этих сделок (п. 7 ст. 105.17 НК РФ). Истребуемые документы и сведения, касающиеся контролируемых сделок, представляются их участниками и третьими лицами в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

В исключительных случаях 6-месячный срок для проведения проверки подобной контролируемой сделки может быть продлен до 12 месяцев (п. 4 ст. 105.17 НК РФ). Решение о продлении срока проведения проверки вручается налогоплательщику под расписку либо направляется по почте заказным письмом в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения.

Теперь налоговики смогут продлить срок проведения проверки сделок между взаимозависимыми лицами до 12 месяцев в случае неполучения в отношении проверяемой сделки документов и информации не только от самого налогоплательщика, но и от любых третьих лиц, обладающих такой информацией/документами. То есть от других участников контролируемых сделок и третьих лиц, которые не представят документы и сведения по сделкам в установленный законом срок.

Новое! С 17.03.2021 года можно не представлять с заявлением о заключении СОЦ документы, которые уже есть у налогового органа, а именно: копии свидетельств о государственной регистрации налогоплательщика, о постановке на налоговый учет по месту нахождения на территории РФ (пп.4,5 п.1 ст. 105.22 НК РФ утратили силу).

Вам может понравиться =>  Льготы Ветеранам Боевых Действий В Свердловской Области В 2022 Году

Согласно букве закона, уведомление следует подать не позднее 20 мая года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Следовательно, уведомление по контролируемым сделкам за 2021 год надо успеть представить не позднее 20 мая 2022 года.

Как и ранее, при получении от компании заявления о заключении СОЦ налоговый орган вправе запрашивать дополнительные документы, необходимые для целей соглашения о ценообразовании. Теперь есть срок, в течение которого их надо представить — 10 рабочих дней со дня получения запроса ФНС. Если не получается уложиться в этот срок — необходимо направить в налоговый орган соответствующее уведомление с указанием срока в течение которого документы могут быть представлены.

К сведению! Если организация забудет представить уведомление о контролируемых сделках, налоговая инспекция самостоятельно сообщит «куда следует» о них, если выявит. С 17.03.2021 года инспекция должна сообщать ФНС о выявленных контролируемых сделках во всех случаях, когда получит информацию о них, а не только когда такие сделки выявлены в результате налоговой проверки или при проведении налогового мониторинга. Например, сведения о контролируемых сделках могут быть получены инспекцией в соответствии с положениями международного договора РФ, НК РФ и (или) другого федерального закона (п. 6 ст. 105.16 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ).

Новое! С 17.03.2021 в НК РФ официально уточнено, что налогоплательщики, которые не исчисляют налог на прибыль в соответствии с гл. 25 НК РФ, для целей выявления контролируемых сделок определяют доход по сделкам расчетным путем с учетом порядка, установленного гл. 25 НК РФ, с применением метода начисления (п. 9 ст. 105.14 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ).

НК-2022: трансфертное ценообразование

Опубликован Закон от 31.12.2021 N 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон), которым скорректированы нормы НК. В данном материале рассмотрим основные изменения в трансфертном ценообразовании (далее — ТЦО), которые вступают в силу с 2022 года.

Однако это не означает, что по этим сделкам отменяется контроль. В данном случае устранено дублирование норм. Предоставление и получение в пользование имущества входили и продолжат в 2022 году входить соответственно в понятия реализации и приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 2 ст. 87 НК).

цена анализируемой сделки — примененная (установленная) сторонами анализируемой сделки цена товара (работы, услуги), имущественных прав, ценной бумаги (доходность по операциям с ценными бумагами), плата за предоставление (получение) в пользование имущества, ставка процентов (сумма дохода) по кредитам (займам), производным финансовым инструментам.

Законом уточнены условия, при которых цена анализируемой сделки соответствует рыночной цене. В частности, введено дополнение, что суммы премий, бонусов, предоставленных в сделках по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются при определении цены анализируемой сделки в случае их включения в состав внереализационных доходов в порядке, предусмотренном подп. 3.25 ст. 174 НК, не позднее 365 дней после совершения анализируемой сделки ч. 2 п. 3 ст. 87 НК, п. 42 ст. 2 Закона).

В связи с расширением понятий реализации и приобретения на кредитные (заемные) сделки, операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами уточнены термины «однородные сделки», «рыночная цена», «рынок товаров (работ, услуг)» (подп. 1.6, 1.8 и 1.9 ст. 87 НК). Введены определения новым терминам (п. 42 ст. 2 Закона):

3.2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (т.е. экспорт и импорт товаров, а также перемещение между двумя частями РФ, если они не связаны сухопутной территорией), если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 60 млн рублей.

7) все участники сделок зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и за границей, не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ и не имеют убытков (в том числе прошлых периодов). При этом все участники должны быть плательщиками налога на прибыль по общим ставкам и не платить НДПИ;

  • потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
  • не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
  • расходы в виде недостачи при отсутствии виновных лиц, а также потери от хищений, виновники которых не установлены;
  • потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и иных ЧС;
  • убытки при уступке права требования (ст. 279 НК РФ).

3.1. Сделки, совершенные с участием цепочки посредников, которые не выполняют дополнительных функций и не принимают на себя дополнительных обязательств, сумма доходов по которым за календарный год превышает 60 млн рублей. Суммовой порог введен для сделок, расходы и доходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ). Напомним, что ранее он не был установлен.

1) совершенные между участниками консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является полезное ископаемое, облагаемое по процентной ставке, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

При УСН или использовании агента сделки тоже смогут быть контролируемыми

Кроме того, вводится уточнение, что в случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), такие сделки приравниваются к сделкам, совершенным непосредственно между комитентом (принципалом) и третьим лицом.

Статья НК о контролируемых сделках (105.14) связывает их признание с суммой доходов, полученных от таких сделок за год: 60 млн рублей – для сделок, перечисленных в пункте 1 этой статьи, 1 млрд – для сделок, упомянутых в пункте 2. При этом доходы берутся, посчитанные по правилам главы 25 НК о налоге на прибыль. И ничего не сказано о том, как быть лицам, применяющим другие режимы налогообложения.

В названной статье утратит силу пункт 7 – о том, что сделка с иностранным лицом, зарегистрированном в офшоре, или внешнеторговая сделка с определенными товарами (кстати, будет убрано понятие «мировой биржевой торговли») считается контролируемой при годовой сумме доходов от таких сделок от 60 млн. Но это не значит, что контролируемыми будут абсолютно все подобные сделки, независимо от суммы – просто убирается дублирующая норма.

Как известно, проверки по сделкам между взаимозависимыми лицами может проводить только ФНС (хотя, конечно, находятся обстоятельства, при которых это правило не работает), а «обычные» налоговики на местах вправе лишь уведомить ФНС, если обнаружили, что налогоплательщик о контролируемых сделках не отчитался. Сейчас оговаривается, что известить ФНС налоговая может, если «нарыла» что-то подобное при камералке, при выездной проверке или при налоговом мониторинге. Это условие будет упразднено – и тогда даже без проведения какой-либо проверки или мониторинга ИФНС получит право сообщать в ФНС, что налогоплательщик утаил сведения о контролируемых сделках.

  1. Соответствие указанной в законе сумме прибыли за календарный год (далее — сумма прибыли). Для взаимозависимых лиц эта сумма — свыше 1 млрд. рублей.
  2. Участие в сделке лица, которое обязано уплатить или освобождено от уплаты определенного вид налога в зависимости от специфики его деятельности.

Ответ на данный вопрос можно найти в письме Минфина РФ от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67, согласно которому для расчета величины прибыли по сделкам за календарный год используются доходы в виде процентов, начисленные по соглашению о займе. Иная прибыль, извлеченная по договору, в том числе в виде средств или иного имущества, в данном случае не учитывается.

Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с совершением контролируемых сделок и уведомлением об их совершении, содержатся также в документах Федеральной налоговой службы (приказ от 07.09.2018 № ММВ-7-13/249@, письмо от 13.04.2017 № ЕД-4-13/6968@), а также актах Министерства финансов РФ (например, письмо от 15.06.2017 № 03-12-11/1/37167 и др.).

Закон относит к взаимозависимым лицам граждан и (или) организации, чьи экономические связи имеют прямое воздействие на условия или финансовые итоги их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Подробно о признаках взаимозависимости рассказываетст. 105.1 НК РФ).

  1. Заключенные между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (кроме сделок, на основании которых уплачивается НДПИ по ставке, выраженной в процентах).
  2. Участники которых соответствуют всем нижеперечисленным условиям:
    • Имеют место регистрации на территории одного субъекта РФ.
    • У них отсутствуют обособленные подразделения в иных субъектах РФ либо за рубежом.
    • Данные участники не платят налог на прибыль организаций в бюджеты иных субъектов РФ.
    • Данные участники не имеют отрицательных финансовых показателей, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций.
    • Нет иных условий для признания заключаемых данными участниками сделок контролируемыми согласно подп. 2–7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
  3. Договоры между лицами, заключаемые в рамках добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения.
  4. Кредитные (депозитные) договоры, заключаемые между кредитными организациями на период до 7 календарных дней (включительно).
  5. Договоры в области военно-технического взаимодействия РФ с зарубежными странами.
  6. Договоры по предоставлению поручительств (гарантий) между отечественными организациями, не имеющими статуса банков, а также договоры беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными на территории РФ.
  7. Уступка прав банком другому банку в рамаках предупреждения банкротства банка или во исполнение акта Правительтсва РФ.
  1. Сопоставимость рыночных цен. Это приоритетный метод проверки. Исключение – когда компания закупает товар для перепродажи. Суть проста: нужна узнать цену конкурентов, то есть организаций, не зависящих от объекта проверки. Если цена находится в подобном диапазоне, то хорошо. Если есть существенная разница, то повод задуматься.
  2. Цены последующей реализации. Способ применим при условии, что компания не имеет на балансе нематериальных активов. Суть заключается в том, что рентабельность фирмы после реализации товара в рамках контролируемой сделки сравнивается с уровнем рентабельности на рынке.
  3. Затратный метод. Принципиальная разница, что изучаются не доходы и цена, а именно затраты компании. И их уровень сравнивается с обще рыночным. Такой способ применяется зачастую к подрядным организациям и фирмам, выполняющих определенную работу, предоставляющих услуги.
  4. Сопоставимость рентабельности. Достаточно простой метод: рассчитывается уровень рентабельности и сравнивается с участниками, которые не зависят от объекта проверки.
  5. Распределение прибыли. Применение метода возможно при условии, что на балансе фирмы есть нематериальные активы.
  1. Субъекты взаимоотношений применяют разные ставки при расчете налога на прибыль (исключение – это те ставки на по налогу, которые утверждены п. 2-4 ст. 284 НК РФ).
  2. Одна из сторон сделки работает с учетом уплаты налога на добычу полезных ископаемых. При этом предмет сделки – это то самое полезное ископаемой.
  3. Один из субъектов является налогоплательщиком, который в своей деятельности применяет единый налог на вмененный доход (в 2021 году отменен) или единый сельскохозяйственный налог. Другой субъект — это лицо, которое не работает с указанными налоговыми системами.
  4. Одна из сторон не является налогоплательщиком по налогу на прибыль.
  5. Субъект, являющийся участником взаимоотношений, в отчетном периоде заявил право на применение инвестиционного вычета.
Вам может понравиться =>  Как И Где В Мытищах Произвести Замену Социальной Карточки

Сложность заключается и в том, что учреждение должно обосновать выбор конкретного метода расчета. Если доводы будут не обоснованы, ИФНС может применить любой другой метод (на их взгляд, более приемлемый). И тогда она сможет все равно изменить сумму налога к уплате.

Это значит, что предельная величина дохода по сотрудничеству с одним взаимозависимым лицом в течение одного календарного года может составлять 1 миллиард рублей. Если данное пороговое значение превышено, следовательно, операция попадает в категорию «контролируемая сделка».

Важно: учитывается не доход по одному контракту или одной поставки. Учитывается совокупность всех действий. То есть налоговая инспекция учтет доходы по всем договорам, которые были заключены с конкретным взаимозависимым субъектом. Если порог превышен, то тогда организация должна были подать соответствующее уведомление. Если она не сделала это, наступает ответственность.

Однако возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. Речь может идти как о сделках, в которых участвуют более двух лиц, так и о ситуации, возникающей, в частности, при применении п. 10 ст. 105.14 НК РФ в соответствии с которым по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным указанной статьей.

8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково», применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со ст.145.1 части второй НК РФ

4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам;

Контролировать правильность применения цен может только центральный аппарат ФНС. И только если сделка признается контролируемой. В последнее время участились случаи, когда налоговый орган признает за собой право контролировать цены по неконтролируемым сделкам фактически при отсутствии на то юридического механизма, прописанного для такого контроля. Рассмотрим, как формируется судебная практика при возникновении спорных ситуаций.

Более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этих организаций составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) (пп. 6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)

Какие сделки проконтролируют налоговики: что бухгалтеру важно знать про раздел 5

2. одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

— любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК;

60 млн. руб. — сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, перечисленным в пп. 2, 4 — 9 п. 2 ст. 105.14 НК (с плательщиками НДПИ; с организациями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими нулевую ставку по этому налогу; с резидентами особых экономических зон (ОЭЗ)). Доходы по ним суммируются. Если полученная сумма превысит 60 млн. руб., то все сделки между этими лицами будут считаться контролируемыми.

3. хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН, ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

ТЦО регулируется Разделом V.1 НК «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», предусматривающий полномочия ФНС России по контролю цен в сделках между взаимозависимыми лицами.

Статья НК РФ

9. Для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 настоящего Кодекса. При определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей настоящей статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений главы 14.2 и главы 14.3 настоящего Кодекса. В случае, если лицо, получающее доход по сделкам, не исчисляет налог на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, используется величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая расчетным путем с учетом порядка, установленного главой 25 настоящего Кодекса, с применением метода начисления.

2. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3 и 4 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что для целей раздела V.1 Кодекса полученные доходы и (или) произведенные расходы в результате совершения сделок во исполнение договора, заключенного в письменной форме, следует признавать доходами и (или) расходами, полученными и (или) произведенными по такому договору.

В случае если в ходе контрольной работы территориальным налоговым органом выявлен факт совершения сделки, которая по условиям подпадает под контролируемую, но в представленном в налоговый орган уведомлении налогоплательщиком отражены недостоверные сведения или которая по условиям договоров не подпадает под контролируемую, но при этом по предварительной оценке сделка относится к контролируемым, территориальным налоговым органом может быть подготовлено информационное письмо в ЦА ФНС России, в котором излагаются факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов. Указанная информация может служить основанием для повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, с последующей проверкой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Как отметил Минфин России в письме от 22.10.2012 N 03-01-18/8-147, в аналогичном порядке определяется сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок).

Путеводитель по контролируемым иностранным компаниям (КИК) 2021

Таким образом, если КИК находится в респектабельной юрисдикции, с которой у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения («СИДН»), для расчета прибыли КИК достаточно представить финансовую отчетность, составленную по локальным правилам КИК. Если это не так, то необходимо представлять аудиторское заключение.

  • Отсутствуют доходы (прибыль); либо
  • Доля пассивных доходов не превышает 5% в общей сумме доходов за финансовый год, при этом (важный момент) при определении размера таких пассивных доходов в данном случае не учитываются следующие виды доходов: (i) дивиденды от активных иностранных компаний и (или) активных иностранных субхолдинговых компаний; (ii) дивиденды от иностранных организаций, в отношении которых выполняется хотя бы одно из условий, предусмотренных в ст. 25.13-1 НК РФ (где указаны все исключения); и (iii) доходы от реализации или иного выбытия акций (долей) активных иностранных компаний, активных иностранных субхолдинговых компаний и (или) иностранных организаций, в отношении которых выполняется хотя бы одно из условий, предусмотренных ст. 25.13-1 НК РФ (где указаны все исключения).

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 тыс. руб. в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Достигается ли эта задача или нет – судить сложно, потому что Федеральная налоговая служба («ФНС») не радует нас открытой статистикой по количеству обнаруженных КИК или количеству поданных уведомлений. У рядовых предпринимателей всегда есть ощущение, что законодательство работает как-то по-разному для них и для крупных акул российской политики и бизнеса, про чьи КИК упоминается в расследованиях СМИ почти каждый день.

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; и
  • иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом могут быть признаны смягчающими ответственность.