Критерии По Контролируемым Сделкам В 2023 Году

Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов. Как поясняет Минфин России, сумму доходов по сделке можно рассматривать как сумму стоимостных оценок операций, совершенных во исполнение указанной сделки (письмо Минфина России от 16 августа 2013 г. № 03-01-18/33535). При этом под стоимостной оценкой операции следует понимать доход налогоплательщика или доход другого участника сделки.

Например, сделки с взаимозависимым лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с данным взаимозависимым лицом превышает 60 млн. руб. за календарный год. Поэтому, как поясняет налоговая служба, сделки, в том числе по приобретению акций у иностранных взаимозависимых лиц, могут быть признаны контролируемыми, если они отвечают вышеуказанным требованиям (письмо ФНС России от 25 января 2023 г. № ШЮ-4-13/754@).

В уведомлении, если покупка ценных бумаг осуществлена у взаимозависимого лица, а продажа, в том числе в другом налоговом периоде, не взаимозависимому лицу, сделку следует отражать в момент покупки. Если покупка ценных бумаг осуществлена у не взаимозависимого лица, а продажа, в том числе в другом налоговом периоде, взаимозависимому лицу, то в уведомлении сделка отражается в момент продажи. При покупке ценных бумаг у взаимозависимого лица и продажи взаимозависимому лицу, но в разных налоговых периодах, следует отражать в уведомлении сделку и в момент покупки, и в момент продажи. В отношении сделок по покупке и продаже ценных бумаг в уведомлении следует указывать код 015 «Купля-продажа».

Нормами налогового законодательства определен порядок признания сделок контролируемыми, но не выделяются их виды, а устанавливаются условия признания сделок таковыми (ст. 105.14 Налогового кодекса). Так, к таким относят сделки в случае, если сумма доходов по ним в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия. Перечень сделок, не признаваемых контролируемыми, носит закрытый характер и не подлежит расширенному толкованию (п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

Доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного дохода, уплаченной налогоплательщику покупателем, и суммы процентного дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом. Расходы при реализации или ином выбытии ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги.

9. Для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 настоящего Кодекса. При определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей настоящей статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений главы 14.2 и главы 14.3 настоящего Кодекса. В случае, если лицо, получающее доход по сделкам, не исчисляет налог на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, используется величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая расчетным путем с учетом порядка, установленного главой 25 настоящего Кодекса, с применением метода начисления.

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанный специальный налоговый режим;

1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;

Срок подачи уведомления установлен до 20 мая следующего года. Подается документ по месту нахождения или учета, если налогоплательщик отнесен к категории крупнейших (КН). За непредоставление сведений или недостоверную информацию грозит штраф в 5 тыс. руб. (ст. 129.4).

Если по результатам проверки контролируемой сделки чиновники обнаружат недоплату налога в бюджет, штраф составит 40% от суммы недоплаты, но не менее 30 тыс. руб. (НК РФ, ст. 129.3). НК РФ устанавливает уведомительный порядок информирования ФНС о контролируемых сделках (ст. 105.16). Уведомление может быть подано в бумажном виде или по ЭКС.

Фискальные органы уделяют пристальное внимание контролируемым сделкам. Эти сделки, заключаемые между взаимозависимыми участниками рынка, выделяются в отдельную категорию. Доходная составляющая таких сделок достаточно велика, и ФНС заинтересовано в тщательном контроле уплаты налогов по ним. В нашем материале будут рассмотрены особенности контролируемой сделки и критерии отнесения сделки к этой категории с учетом поправок законодательства, действующих в текущем году, с примерами и пояснениями.

Поправками законодательства, актуальными в текущем году для всех российских участников таких сделок, закреплен единый лимит доходов 1 млрд руб. (раньше значения могли быть разными, в зависимости от сделки), для иностранцев – 60 млн руб. (раньше сделки с иностранцами контролировались полностью). Российские фирмы дополнительно должны соответствовать условиям ст. 105.14-2 НК РФ. В нее добавлены новые основания, позволяющие определить сделку как контролируемую – в отношении добычи углеводородного сырья и различных ставок налога на прибыль.

Пример: Один из российских участников контролируемой сделки на сумму 1 млрд руб. (условно), обнаружив, что лимит сделок за год может быть превышен, обращается к услугам посредников и включает их в схему сделки. Он продает продукцию компании А на сумму 0,7 млрд руб. и компании Б на сумму 0,3 млрд руб., а те сбывают товар взаимозависимому лицу. ФНС может обратиться в суд с иском о признании сделки контролируемой. Суд удовлетворит эти требования, если будет доказано формальное участие посредников в сделке и фактическая сумма сделки между взаимозависимыми лицами 1 млрд руб.

Контролируемые сделки

Контролируемым сделкам посвящена целая глава Налогового кодекса — глава 14.4. Данная глава включает три статьи, которые дают представление о контролируемых сделках, описывают их критерии, порядок подготовки документации и уведомления для ФНС. В данной статье расскажем о нюансах контролируемых сделок в России.

Эти критерии применяются для сделок, доходы и расходы от которых признаются для расчета базы по налогу на прибыль с 1 января 2023 года. При этом не имеет значения дата заключения договора. Однако, если вы оплачивали налог до начала 2023 года, перерасчеты проводить не нужно.

  • зарегистрированы в одном регионе РФ;
  • не имеют обособленных подразделений в других регионах РФ и за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других регионов;
  • не имеют убытков, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок. Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу (ст. 105.14 НК РФ). Изучите ее, чтобы определиться, нужно ли вам отчитываться по контролируемым сделкам 2023 года в 2023 году. Эти же критерии действовали для сделок, совершенных в 2023 году, и будут действовать для сделок 2023 года.

Сделку между взаимозависимыми лицами резидентами РФ можно признать контролируемой, если выполняется хотя бы один из перечисленных в соответствующем разделе таблице критерий. При этом не считаются контролируемыми сделки, которые соответствуют указанным критериям, но стороны которых:

Критерии контролируемых сделок — таблица на 2023-2023 годы

Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2023 № АКПИ15-1383).

Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице — критерии 2023-2023 годов, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

Эксперты КонсультантПлюс информируют:
С 17.03.2023 вступают в силу изменения, согласно которым сделки с черными металлами, минеральными удобрениями и драгоценными камнями планируют проверять, меняются правила .
Читайте продолжение новости, получив пробный доступ к системе К+. Это бесплатно.

Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.

  • между лицами, которые одновременно:
  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют ОП в других субъектах РФ, за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • отсутствуют условия для признания сделок контролируемыми по критериям, установленным подп. 2-6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды);
  • по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны — небанковские российские организации;
  • по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ и др.
  • кто ваш супруг и есть ли дети;
  • кто ваши родители и где они живут;
  • какими видами господдержки вы пользуетесь;
  • какую недвижимость продавали и покупали;
  • на какой машине ездите и оплатили ли ОСАГО;
  • сколько раз попадали в ДТП и кто виноват;
  • где вы работаете сейчас и где работали 10 лет назад;
  • какое у вас образование и не покупной ли диплом;
  • сколько раз вас штрафовали и за что;
  • сколько вы получаете;
  • когда и чем вы болели;
  • куда и на чем вы ездили;
  • чем привит ваш ребенок и что ему задали по математике;
  • что вы покупали в гипермаркете позавчера.
Вам может понравиться =>  Пособие На Погребение Жителю Блокадного Ленинграда В 2023 Году

Банк России не планирует вводить новую отчетность для кредитных организаций для контроля за операциями физических лиц. В настоящее время мы проводим консультации с отдельными кредитными организациями, оказывая методологическую помощь по работе с методическими рекомендациями Банка России от 06.09.2023 № 16-МР. Они касаются противодействия платежам, которые проводятся нелегальным бизнесом в адрес нелегальных онлайн-казино и финпирамид.

Если совпадают хотя бы два критерия, банк должен внимательнее присмотреться к счету клиента, а если после проверки подозрения в легализации денег или финансировании преступлений подтверждаются — отказать в совершении операции. Если таких отказов будет два и более за календарный год, договор с клиентом может быть расторгнут.

Репетитора, сантехника, домашнего кондитера или блогера эти меры не коснутся. Это не значит, что можно сколько угодно вести бизнес без уплаты налогов. Налоговый инспектор может хитростью обнаружить такую деятельность даже через «Инстаграм». И банк тут будет вообще ни при чем. У налоговиков достаточно своих методов и систем контроля.

  1. Необычно большое количество контрагентов — больше 10 в день или 50 в месяц.
  2. Более 30 операций по зачислению или списанию в день.
  3. Большие объемы списаний и зачислений — более 100 000 Р в день или 1 000 000 Р в месяц.
  4. Промежуток между зачислением и списанием денег — менее минуты.
  5. В течение 12 часов и более на протяжении одних суток проводятся операции по зачислению и списанию денег.
  6. В течение недели остаток по счету на конец дня — не более 10% от среднедневного объема.
  7. Нет обычных платежей юрлицам или ИП за коммунальные услуги, связь, товары или работы.
  8. У разных клиентов-физлиц совпадает информация об устройстве для интернет-банка.

При УСН или использовании агента сделки тоже смогут быть контролируемыми

Статья НК о контролируемых сделках (105.14) связывает их признание с суммой доходов, полученных от таких сделок за год: 60 млн рублей – для сделок, перечисленных в пункте 1 этой статьи, 1 млрд – для сделок, упомянутых в пункте 2. При этом доходы берутся, посчитанные по правилам главы 25 НК о налоге на прибыль. И ничего не сказано о том, как быть лицам, применяющим другие режимы налогообложения.

Кроме того, вводится уточнение, что в случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), такие сделки приравниваются к сделкам, совершенным непосредственно между комитентом (принципалом) и третьим лицом.

В названной статье утратит силу пункт 7 – о том, что сделка с иностранным лицом, зарегистрированном в офшоре, или внешнеторговая сделка с определенными товарами (кстати, будет убрано понятие «мировой биржевой торговли») считается контролируемой при годовой сумме доходов от таких сделок от 60 млн. Но это не значит, что контролируемыми будут абсолютно все подобные сделки, независимо от суммы – просто убирается дублирующая норма.

Как известно, проверки по сделкам между взаимозависимыми лицами может проводить только ФНС (хотя, конечно, находятся обстоятельства, при которых это правило не работает), а «обычные» налоговики на местах вправе лишь уведомить ФНС, если обнаружили, что налогоплательщик о контролируемых сделках не отчитался. Сейчас оговаривается, что известить ФНС налоговая может, если «нарыла» что-то подобное при камералке, при выездной проверке или при налоговом мониторинге. Это условие будет упразднено – и тогда даже без проведения какой-либо проверки или мониторинга ИФНС получит право сообщать в ФНС, что налогоплательщик утаил сведения о контролируемых сделках.

Проверки сделок между зависимыми лицами: сроки и основания для их продления

Считается, что в таких сделках особо высок риск получения необоснованной налоговой выгоды вследствие манипулирования ценами и иными существенными условиями этих сделок. В связи с этим компании обязаны сообщать налоговикам об их совершении, а последние должны контролировать такие сделки путем проведения по ним налоговых проверок на предмет правильности исчисления и уплаты налогов.

Сделки между взаимозависимыми лицами – это разновидность контролируемых сделок, совершаемых между субъектами, указанными в ст. 105.1 НК РФ. В частности, к взаимозависимым лицам относятся компании в случае, если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%, а также компании, в которых полномочия руководителя осуществляет одно и то же лицо.

В исключительных случаях 6-месячный срок для проведения проверки подобной контролируемой сделки может быть продлен до 12 месяцев (п. 4 ст. 105.17 НК РФ). Решение о продлении срока проведения проверки вручается налогоплательщику под расписку либо направляется по почте заказным письмом в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения.

Теперь налоговики смогут продлить срок проведения проверки сделок между взаимозависимыми лицами до 12 месяцев в случае неполучения в отношении проверяемой сделки документов и информации не только от самого налогоплательщика, но и от любых третьих лиц, обладающих такой информацией/документами. То есть от других участников контролируемых сделок и третьих лиц, которые не представят документы и сведения по сделкам в установленный законом срок.

  • проведение проверки в отношении организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков;
  • возникновение на месте проведения проверки обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т.п.);
  • непредставление налогоплательщиком документов, необходимых для проведения проверки в соответствии с п. 6 ст. 105.17 НК РФ (данные документы должны предоставляться в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования).

Например, если вы планируете финансировать КИК с помощью займов, то при предоставлении займов на сумму более 3 млн рублей, вам необходимо будет предоставить договор займа и иные первичные документы для постановки на валютный контроль. Кроме того, на вас будет возложена обязанность по репатриации выданной суммы займа и процентов, то есть обеспечения возврата суммы выданного займа и причитающихся по нему процентов на счета в российских банках. Одним из последствий такого ограничения является невозможность использования таких инструментов как зачет или прощение долга, широко используемых в рамках российских холдингов.

  • Постоянным местонахождением КИК является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, кроме государств из «черного списка»; или
  • В отношении финансовой отчетности представлено аудиторское заключение, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.

Вместе с тем можно представить себе сценарии или аргументы, когда предприниматель может постараться убедить налоговую службу, что такие доходы стоит относить к активным доходам. Например, компания из области онлайн-образования может говорить, что она оказывает образовательные услуги, а не предоставляет лицензию на просмотр записанных уроков.

Во-первых, уплата налогов с прибыли КИК позволяет отсрочить уплату НДФЛ с традиционных доходов, полученных физическим лицом напрямую. НДФЛ уплачивается до 15 июля года, следующего за годом, когда был получен доход, то есть примерно через 6 месяцев. В то время как датой получения дохода в виде прибыли КИК признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, за который в соответствии с личным законом КИК составляется финансовая отчетность. Например, если финансовый год у КИК закончился 31 декабря 2023 года, то доход признается на 31 декабря 2023 года, а налог подлежит уплате до 15 июля 2023 года.

Возникает закономерный вопрос: когда налогоплательщик должен признать доход КИК? Датой получения дохода в виде прибыли КИК признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом КИК составляется финансовая отчетность.

Контролируемые сделки (налогообложение)

  • Сделки с участием посредников при соблюдении следующих условий:
  1. Посредники только организуют сделки, не выполняя более никаких функций
  2. Риски по таким сделкам посредники не несут
  3. Никакие активы для организации таких сделок посредники не используют
  • Внешнеторговые сделки в области мировой биржевой торговли. Но не по всем товарам, а по товарам, входящим в товарные группы, перечисленные в статье 105.14 НК РФ.
  • Сделки, одной из сторон которых является иностранное лицо, связанной с офшорными зонами местом регистрации, местом жительства или являющееся налоговым резидентом такой зоны.

Сделки по межбанковским кредитам на срок не более 7 дней, сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, сделки по предоставлению поручительства небанковскими организациями и некоторые другие тоже не считаются контролируемыми.

Сделки, являющиеся контролируемыми, и приравниваемые к ним сделки, определены в разделе V.1 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ). Раздел посвящен взаимозависимым лицам, ценообразованию и налоговому контролю сделок между взаимозависимыми лицами. Контролируемые признаются сделки между следующими взаимозависимыми лицами.

  • Если сделки между ними превышают 1 млрд. руб. в год
  • Если одна из таких организаций находится на УСН и сделки между ними превышают 60 млн. руб. в год
  • Если одна из организаций является плательщиком ЕСХН или ЕНВД и сделки между ними превышают 100 млн. руб. в год

Это достаточно новое понятие в НК РФ, связанное исключительно с контролируемыми сделками. Суть его в следующем. Если в результате проверки контролируемой сделки произошло доначисление налогов по одной организации, вторая организация имеет право на проведение симметричной корректировки налоговой базы. Иными словами, вторая сторона может отразить сделку не по ценам, указанным в договоре, а по рыночным ценам, выявленным в результате проверки.

При расчете налогоплательщик, как правило, использует процент, полученный из фактической ставки, если она превышает минимальную границу интервала, установленную ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств в разной валюте. Так, по рублевым займам предусмотрены следующие пределы ставки:

  1. Заключенные между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (кроме сделок, на основании которых уплачивается НДПИ по ставке, выраженной в процентах).
  2. Участники которых соответствуют всем нижеперечисленным условиям:
    • Имеют место регистрации на территории одного субъекта РФ.
    • У них отсутствуют обособленные подразделения в иных субъектах РФ либо за рубежом.
    • Данные участники не платят налог на прибыль организаций в бюджеты иных субъектов РФ.
    • Данные участники не имеют отрицательных финансовых показателей, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций.
    • Нет иных условий для признания заключаемых данными участниками сделок контролируемыми согласно подп. 2–7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
  3. Договоры между лицами, заключаемые в рамках добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения.
  4. Кредитные (депозитные) договоры, заключаемые между кредитными организациями на период до 7 календарных дней (включительно).
  5. Договоры в области военно-технического взаимодействия РФ с зарубежными странами.
  6. Договоры по предоставлению поручительств (гарантий) между отечественными организациями, не имеющими статуса банков, а также договоры беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными на территории РФ.
  7. Уступка прав банком другому банку в рамаках предупреждения банкротства банка или во исполнение акта Правительтсва РФ.
Вам может понравиться =>  Реабилитационный Центр Мвд На Балтыме

Ответ на данный вопрос можно найти в письме Минфина РФ от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67, согласно которому для расчета величины прибыли по сделкам за календарный год используются доходы в виде процентов, начисленные по соглашению о займе. Иная прибыль, извлеченная по договору, в том числе в виде средств или иного имущества, в данном случае не учитывается.

Основным документом, которым следует руководствоваться при определении критериев признания сделки контролируемой, порядка отчета по такой сделке, ответственности за его неисполнение, а также методов и способов осуществления налогового контроля, является Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с совершением контролируемых сделок и уведомлением об их совершении, содержатся также в документах Федеральной налоговой службы (приказ от 07.09.2023 № ММВ-7-13/249@, письмо от 13.04.2023 № ЕД-4-13/6968@), а также актах Министерства финансов РФ (например, письмо от 15.06.2023 № 03-12-11/1/37167 и др.).

Контролируемые сделки – это операции, которые совершаются между зависимыми друг от друга лицами, например участниками одного холдинга при наличии любого критерия, изложенного в ст.105.14 НК РФ. Законом предусмотрено вести учет и контроль таких сделок и представлять информацию в налоговый орган по месту учета. Несоблюдение требований законодательства влечет наложение штрафных санкций. Контролируются данные сделки с целью недопущения занижения цен, налогооблагаемой базы, и соответственно налогов.

Если налогоплательщик подпадает под критерии совершения контролируемых сделок, то ему нужно об этом сообщить в налоговый орган. Для этого подается Уведомление о контролируемых сделках, совершенных например в 2023 году в срок до 20 мая 2023 года. Уведомление можно подать либо на бумажном носителе, либо в электронном виде в налоговый орган по месту учета. Форма Уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

Более 60 млн. руб.
Сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, перечисленным в пп.2,4,5, п.2 ст. 105.14 НК РФ (с плательщиками НДПИ; с организациями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими нулевую ставку по этому налогу; с резидентами особых экономических зон

В разделе 1А Уведомления указываются сведения по каждой контролируемой сделке в отчетный период или по совокупности однотипных сделок, кроме того указывается информация о финансовых условиях данных сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупности однотипных сделок). При заполнении Уведомления применяются различные коды, которые приведены в приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524 @.

  1. Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) между значительным количеством посредников, не являющихся взаимозависимыми, но не выполняющие при этом никакие дополнительные функции, не несущие риски в своей деятельности, не применяющие никакие активы, одним словом формальные посредники.
  2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, которое является резидентом государства, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемых МинФином РФ в соответствии с пп.1 п.3 ст.284 НК РФ.

Сделки по межбанковским кредитам на срок не более 7 дней, сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, сделки по предоставлению поручительства небанковскими организациями и некоторые другие тоже не считаются контролируемыми.

Это достаточно новое понятие в НК РФ, связанное исключительно с контролируемыми сделками. Суть его в следующем. Если в результате проверки контролируемой сделки произошло доначисление налогов по одной организации, вторая организация имеет право на проведение симметричной корректировки налоговой базы. Иными словами, вторая сторона может отразить сделку не по ценам, указанным в договоре, а по рыночным ценам, выявленным в результате проверки.

Сделки, являющиеся контролируемыми, и приравниваемые к ним сделки, определены в разделе V.1 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ). Раздел посвящен взаимозависимым лицам, ценообразованию и налоговому контролю сделок между взаимозависимыми лицами. Контролируемые признаются сделки между следующими взаимозависимыми лицами.

  • Сделки с участием посредников при соблюдении следующих условий:
  1. Посредники только организуют сделки, не выполняя более никаких функций
  2. Риски по таким сделкам посредники не несут
  3. Никакие активы для организации таких сделок посредники не используют
  • Внешнеторговые сделки в области мировой биржевой торговли. Но не по всем товарам, а по товарам, входящим в товарные группы, перечисленные в статье 105.14 НК РФ.
  • Сделки, одной из сторон которых является иностранное лицо, связанной с офшорными зонами местом регистрации, местом жительства или являющееся налоговым резидентом такой зоны.

Контролируемые сделки – это сделки между взаимозависимыми лицами. При этом надо учитывать, что не все сделки с взаимозависимыми лицами являются контролируемыми. С другой стороны, есть сделки, которые приравниваются к контролируемым, хотя и не являются сделками между взаимозависимыми лицами. В статье расскажем про контролируемые сделки, рассмотрим их основные особенности.

Критерии По Контролируемым Сделкам В 2023 Году

1) влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности, оказываемое одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок (п. 4 ст. 105.1 НК РФ);

НК РФ не содержит разъяснений по ситуациям, когда сделка совершена между взаимозависимыми лицами, однако не является контролируемой. Самый простой случай — сделка купли-продажи на сумму, не превышающую 1 млрд. руб., заключенная между двумя российскими резидентами.

Однако возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. Речь может идти как о сделках, в которых участвуют более двух лиц, так и о ситуации, возникающей, в частности, при применении п. 10 ст. 105.14 НК РФ в соответствии с которым по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным указанной статьей.

Большинство налоговых споров касаются вопросов необоснованной налоговой выгоды и вопросов добросовестности налогоплательщиков. Вместе с тем формируется судебная практика и по иным вопросам, имеющим принципиальное значение для разрешения налоговых споров. Если сделка признается контролируемой, то есть совершена между взаимозависимыми лицами и отвечает признакам, изложенным в ст. 105.14 НК РФ, контроль за правильностью определения цены по таким сделкам осуществляется ФНС на основании п. 1 ст. 105.17 НК РФ.

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним. Согласно Статья 105.14. Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:
1. Сделки с российским взаимозависимым лицом, если сумма доходов за год по этим сделкам превышает 1 млрд. руб. (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
2. Сделки со взаимозависимым лицом на УСН, по которым годовая сумма доходов превышает 60 млн. руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
3. Сделки со взаимозависимым лицом — плательщиком ЕСХН или ЕНВД, если годовая сумма доходов по ним больше 100 млн. руб. (пп. 3 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
4. Сделки с оффшорными компаниями, по которым годовая сумма доходов больше 60 млн руб. (пп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ).
5. Сделки со взаимозависимым лицом — иностранной организацией, в т.ч. оффшорной компанией, или нерезидентом РФ независимо от доходов (Письма Минфина от 10.05.2023 № 03-01-18/28673, от 17.04.2014 № 03-01-18/17551 (п. 1)).
6. Сделки по импорту и экспорту нефти, нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом за год превышает 60 млн руб. (пп. 2 п. 1, п. п. 5 — 7 ст. 105.14 НК РФ, Письма Минфина от 10.02.2014 № 03-01-18/5229, от 27.01.2023 № 03-01-18/2657).
Сделки, по которым обе стороны применяют спецрежимы, не контролируются (пп. 3, 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 НК РФ (п. 11 ст. 105.14 НК РФ).

Контролируемые сделки по новым правилам

  • скорректирован перечень оснований, одними из которых указаны применение разных ставок по налогу на прибыль и освобождение одного из субъектов от уплаты налога на прибыль;
  • для всех внутрироссийских сделок установлен единый порог по сумме доходов для признания их контролируемыми – 1 млрд руб. (ранее для отдельных сделок он составлял 60 млн и 100 млн руб.);
  • введён суммовой порог по выручке для отнесения сделок с иностранными взаимозависимыми лицами к категории контролируемых – 60 млн руб.

Сумма доходов по таким сделкам за календарный год определяется путём сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учётом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). При этом при определении суммы доходов по сделкам за календарный год учитываются доходы в виде процентов, полученных по договору займа (например, Письмо Минфина России от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67).

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

  • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
  • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
  • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
  • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-7 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ;
  • проверка соответствия цен в контролируемых сделках осуществляется непосредственно ФНС России;
  • проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, но которые не признаются контролируемыми, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, в случае занижения цен, что приводит к получению необоснованной налоговой выгоды (ст. 105.3 НК РФ, письма Минфина России от 25.02.2023 № 03-01-11/10321, ФНС от 27.11.2023 № ЕД-4-13/23938@, Обзор ВС РФ от 16.02.2023).
Вам может понравиться =>  Проездной В Метро Для Студентов

Цель новшества – минимизировать риски самого налогоплательщика. Сделать так, чтобы в будущем между организациями и представителями ФНС не возникали споры в отношении ценового диапазона. Получается, что фирма направляет в ФНС заявление совместно с проектом соглашения и получает добро на такую стоимость.

Контролируемая сделка — оформленные взаимоотношения между взаимозависимыми контрагентами, которые подлежат контролю со стороны налоговой службы в целях соблюдения правил рыночного ценообразования. Контролируемая сделка регулируется на законодательном уровне следующими нормами:

Кстати, могут даже запросить детализированный анализ конкурентов. Это нужно для понимания ценового фактора. Налоговой инспекции интересно понимать, за сколько же продают аналогичный товаров у конкурентов. Другими словами, ограничений нет. Инспектор изначально заинтересован в том, чтобы найти нарушение. Поэтому он будет копать «глубоко».

  1. Сопоставимость рыночных цен. Это приоритетный метод проверки. Исключение – когда компания закупает товар для перепродажи. Суть проста: нужна узнать цену конкурентов, то есть организаций, не зависящих от объекта проверки. Если цена находится в подобном диапазоне, то хорошо. Если есть существенная разница, то повод задуматься.
  2. Цены последующей реализации. Способ применим при условии, что компания не имеет на балансе нематериальных активов. Суть заключается в том, что рентабельность фирмы после реализации товара в рамках контролируемой сделки сравнивается с уровнем рентабельности на рынке.
  3. Затратный метод. Принципиальная разница, что изучаются не доходы и цена, а именно затраты компании. И их уровень сравнивается с обще рыночным. Такой способ применяется зачастую к подрядным организациям и фирмам, выполняющих определенную работу, предоставляющих услуги.
  4. Сопоставимость рентабельности. Достаточно простой метод: рассчитывается уровень рентабельности и сравнивается с участниками, которые не зависят от объекта проверки.
  5. Распределение прибыли. Применение метода возможно при условии, что на балансе фирмы есть нематериальные активы.

Будьте готовы к тому, что всегда нужно предоставить обоснование цены. Ценовой аспект – один из самых важных, особенно при сотрудничестве взаимосвязанных лиц. И это вполне обосновано. Данный участок работы сопряжен с мошенничеством, желанием сэкономить на налогах и получить больший вычет по НДС.

Для взаимозависимых лиц законом № 302-ФЗ введен годовой лимит по сделкам – 1 млрд. руб. Если за год между сторонами было реализовано сделок на сумму, равную или превышающую эту цифру, сделка признается контролируемой. Обстоятельства, по которым определяется необходимость причисления сделки к категории контролируемых, указаны в п. 2 ст. 105.14 НК РФ (достаточно выполнения хотя бы одного из перечисленных далее условий):

Контролируемая сделка выделяется в отдельную группу операций для целей налогообложения. Подобный вид сотрудничества характерен для взаимозависимых лиц и приравненных к ним субъектам хозяйствования. Налоговая инспекция к таким сделкам проявляет повышенное внимание. Выделение признаков взаимозависимости осуществляется с учетом норм НК. Условия признания сделки в числе контролируемых приводит ст. 105.14 НК РФ — этот перечень с 2023 года будет действовать в откорректированном виде.

Обновленные условия признания сделок контролируемыми начнут действовать с 2023 года в отношении сделок, по которым доходы для налога на прибыль учитываются с 01.01.2023. При этом дата договора не имеет значения. Главный ориентир – вырученные средства за календарный год по операциям, проведенным с участием отдельного контрагента.

Признаки контролируемых операций с наступлением 2023 года будут обновлены, об этом свидетельствует текст закона от 03.08.2023 г. № 302-ФЗ. Документом исключаются упоминания о признании контролируемыми операции между взаимозависимыми лицами — участниками СЭЗ, ОЭЗ, региональных инвестиционных проектов. Но появляется ряд дополнительных условий, выполнение которых необходимо для признания сделок контролируемыми.

В указанных случаях сумма контролируемой сделки (совокупности сделок) для признания ее таковой должна превышать 60 млн руб. в годовом исчислении. Размер дохода выводится отдельно по каждому контрагенту. Такое уточнение по уровню доходных поступлений от реализованных контрактов позволит снизить количество контролируемых сделок, что упростит работу субъектов хозяйствования и налоговиков.

Какие сделки являются контролируемыми, и о каких сделках нужно уведомить налоговиков

Пользоваться шпаргалкой просто. В заголовки вынесены существенные условия той или иной сделки. Если в деятельности компании эти условия выполняются, то нужно изучить данный раздел подробнее, чтобы понять, является ли конкретная сделка контролируемой, и нужно ли о ней уведомлять налоговиков. Если же таких условий нет, раздел можно пропустить и переходить к следующему*.

Уведомить инспекцию о контролируемой сделке с участием оффшорной компании нужно, если сумма доходов по всем сделкам, совершенным с этим контрагентом в 2012 году, превысила 100 млн. рублей. В 2013 году этот лимит снизится до 80 млн. рублей, а с 2014 года сравняется с общим лимитом контролируемой сделки данного типа — 60 млн. рублей.

Надо заметить, что в данном случае Налоговый кодекс достаточно широко понимает российское происхождение организации (физлица) – это и место регистрации (жительства), и налоговое резидентство. Этот момент особенно важно учитывать в отношении физлиц, которые могут быть гражданами России, иметь российский паспорт, но не являться налоговыми резидентами РФ. Сделки с такими физлицами могут быть признаны контролируемыми (при выполнении перечисленных выше условий).

С прошлого года действует специальный раздел V.1 Налогового кодекса, регулирующий порядок определения цен для целей налогообложения. В нем содержатся новые правила о сделках между взаимозависимыми лицами и о контролируемых сделках. Также была введена новая отчетность — уведомление о контролируемых сделках. Первый раз ее предстоит сдать уже в ноябре этого года. Мы составили шпаргалку для бухгалтера, из которой легко понять, в каких случаях сделка считается контролируемой, и в каких случаях о контролируемых сделках нужно уведомить налоговиков.

И еще один важный момент. В отношении данного вида контролируемых сделок уже имеется «особое мнение» Минфина России. В письме от 09.04.12 № 03-01-18/3-46 финансовое ведомство указало, что такие сделки являются контролируемыми независимо от суммы доходов по ним, а уведомление нужно подавать при сумме доходов по сделкам более 100 млн. рублей в год.

Контролируемые сделки в 2023-2023 году

Контролируемые сделки – это сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним (ст. 105.14 НК РФ). Налоговые органы вправе проверить примененные в контролируемых сделках цены на соответствие рыночным (ст. 105.17 НК РФ), и если стороны установили не рыночные цены, доначислить налоги. Рассмотрим, как, используя предоставляемые законодательством возможности, налогоплательщик может уменьшить риски, связанные с применением правил трансфертного ценообразования.

В пределах рыночного интервала налогоплательщик вправе выбрать ту цену, которая ему более выгодна. Так, если убыточная компания реализует товар прибыльной фирме, то может оказаться более выгодной наиболее высокая цена, чтобы перенести расходы (убытки) на другую компанию группы. Соответственно, в этом случае разумно установить цену вблизи верхней границы интервала. Если ситуация по компаниям обратная, то более выгодно установить цену ближе к низкой границе интервала.

Во многих случаях сделки признаются контролируемыми, только если их сумма за календарный год превышает установленные значения. Типы сделок и суммы доходов по ним за календарный год (определяемых с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса), при превышении которых такие сделки признаются контролируемыми, перечислены в статье 105.14 Кодекса. Например, для сделок между российскими налогоплательщиками пороговое значение сумм доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) в общем случае составляет 1 миллиард рублей в год. Соответственно, если следить за тем, чтобы сумма сделок между такими налогоплательщиками в течение календарного года не превышала 1 миллиарда рублей, то можно добиться того, что сделки будут неконтролируемыми.

В то же время не запрещается устанавливать процентную ставку в размере больше максимального (меньше минимального) значения установленного интервала предельных значений. Но в этом случае будут применяться общие правила раздела V.1 Кодекса. Это означает, что налоговый орган будет вправе оспорить цену сделки для целей налогообложения.

1. Календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках.
2. Предметы сделок.
3. Сведения об участниках сделок:
• полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);
• фамилия, имя, отчество ИП и его ИНН;
• фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося ИП.
4. Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Порог обязательного контроля сделки Росфинмониторингом может быть увеличен

Поддерживают идею и банки. Снижение порога – назревшая необходимость, считает директор по комплаенсу «Ак барс банка» Айдар Багавиев, операций, о которых необходимо отчитываться, слишком много и банки несут операционные издержки и риски. А Росфинмониторинг загружен их обработкой, говорит он. С повышением порога нагрузка на банки уменьшится, поддерживает предправления банка «Русский стандарт» Александр Самохвалов. Мера снизит и нагрузку на клиентов – им не придется предоставлять дополнительную информацию и документы, добавляет представитель Альфа-банка.

У предложения ЦБ много сторонников. Идею поддерживает Минфин, цитирует «Интерфакс» замминистра финансов Алексея Моисеева. Сейчас порог создает избыточную нагрузку и не соответствует международным уровням FATF (международная организация по борьбе с отмыванием денег. – «Ведомости»), напомнил он. У FATF порог контролируемой сделки выше – 15 000 евро (или 1,1 млн руб.).

Сейчас Росфинмониторинг следит за операциями на сумму более 600 000 руб., но не за всеми, а лишь за сделками, соответствующими определенным критериям. Правда, критерии довольно многочисленны. Так, контролируются и операции с наличными (от снятия и зачисления на счет до покупки или продажи иностранной валюты, ценных бумаг), и открытие вкладов на третьих лиц, и переводы денег компанией по поручению клиента.

операции за наличные средства;
операции, в которых одна из сторон из государства, не выполняющего требования FATF;
денежный перевод анонимному владельцу счета;
сдача драгоценностей в ломбард;
переводы компаний по поручению клиента;
обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого;
выплата страховой премии;
операция по договору лизинга;
внесение наличных средств в капитал;
плата за участие в лотерее или тотализаторе

Бизнес привык, что Росфинмониторинг контролирует абсолютно все операции свыше 600 000 руб., но если нарушений или подозрений нет – административная нагрузка на компании невелика, рассказывает член совета «Опоры России» Дмитрий Несветов. Само повышение планки несущественно: сумма слишком маленькая даже для малого и среднего бизнеса, настаивает он. Бизнесу нужны не точечные изменения, а сокращение тотального контроля, уверен он.