Конвенция О Правах Ребёнка В России На 2023 В Перми Кратко

Образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, уважения к родителям ребенка; в) на подготовку ребенка к сознательной жизни; г) на воспитание уважения к окружающей природе.

Право ребенка на образование: а) бесплатное и обязательное начальное образование; б) развитие различных форм среднего образования, его доступность для всех детей; введение бесплатного образования; в) доступность высшего образования для всех; г) снижение числа учащихся, покинувших школу. Принимаются меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев.

Признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, государства оказывают родителям и законным опекунам помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

Государства обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам; б) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным образом; в) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Ты имеешь право на охрану своего здоровья (например, лекарства, доступ к больницам и квалифицированным медицинским работникам). Ты имеешь право на питьевую воду, питательную еду, чистую экологию и профилактику болезней, чтобы ты оставался здоровым. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.

Тебя не должны разлучать с твоими родителями за исключением тех случаев, когда этов твоих интересах (Например, когда родители не заботятся о тебе или жестоко с тобой обращаются). Если твои родители развелись, ты имеешь право регулярно встречаться с ними, кроме тех случаев, когда это может нанести тебе вред.

Ты имеешь право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.

Ты имеешь право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить твоей репутации, а также входить в твой дом и читать твои письма или электронную почту без разрешения. Ты и твоя семья имеют право на защиту от незаконного посягательства на вашу честь и репутацию.

Образовательные учреждения должны развивать твою личность и полностью раскрыть твои таланты, умственные и физические способности. Они должны подготовить тебя к взрослой жизни и научить уважать твоих родителей, культурные ценности и традиции, своей и других стран. Ты имеешь право учиться правильно пользоваться своими правами.

Конвенция ООН о правах ребёнка

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты. Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только [США] и [Сомали] пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат). СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов. В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

  • Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
  • Ст.21 Конвенции определяет права ребенка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным».
  • Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».

Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования. Конвенция значительное место уделяет право на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.

Основные права несовершеннолетних детей в России

Основные гарантии прав – следующие документы: Конституция страны, Семейный кодекс Российской Федерации и Конвенция о правах детей. Последний документ был одобрен на одном из заседаний Ассамблеи ООН. Кроме того, защиту прав несовершеннолетних детей гарантируют различные ФЗ, в которых оговорены следующие моменты:

  • Первоочередное зачисление в детские сады и бесплатное их посещение;
  • Обучение в специально созданных коррекционных классах, если состояние здоровья не позволяет находиться в общеобразовательных классах, а также на дому;
  • Бесплатное питание в школе;
  • Щадящий режим сдачи экзаменов.

Как вариант – 16-летний подросток начал заниматься предпринимательской деятельностью, тогда его уже могут объявить дееспособным. Ещё один случай – вступление в брак до совершеннолетия. В этом случае подросток считается дееспособным с того дня, когда был заключен брак.

Правовое общество гарантирует, что каждый человек от рождения имеет определённые права и свободы. Причём, независимо от возраста: даже дети имеют гражданские права, что гарантирует им Конституция. Как показывает практика, сегодня можно часто встретить несоблюдение конституционных прав, в том числе и в отношении несовершеннолетних граждан. Причины бывают разными и одна из них – незнание прав маленьких граждан и свобод, которыми они могут он обладать.

  1. Лечиться и проходить наблюдение в диспансере.
  2. Пользоваться льготными условиями по питанию и медицинской помощи.
  3. Получать информацию о своем состоянии здоровья в такой форме, которая, согласно защите прав детей, доступна его возрасту.
  4. Учиться и трудиться в тех условиях, которые исключают неблагоприятное воздействие на его здоровье разных факторов.

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Конвенции и соглашения

1. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

3. Государства-участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении, и в частности:

1. Государства-участники принимают необходимые меры, с тем чтобы обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем в соответствии с применимым международным или внутренним правом и процедурами, как сопровождаемому, так и не сопровождаемому его родителями или любым другим лицом, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правами, изложенными в настоящей Конвенции и других международных документах по правам человека или гуманитарных документов, участниками которых являются указанные государства.

Вам может понравиться =>  Кто И Как Может Получить Налоговую Компенсацию За Строительство Дома

2. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности:

  • на жизнь и здоровое развитие;
  • на имя, гражданство, а также на знание родителей и их заботу;
  • на индивидуальность;
  • право не разлучаться с родителями, кроме случаев, когда это необходимо для блага;
  • пересекать границы, если дети и родители живут в разных странах;
  • на собственные взгляды, независимо от возраста;
  • свободно выражать мнение, если нет вреда государству и обществу;
  • на свободу религии;
  • на свободу ассоциаций и собраний, если это не нарушает безопасность;
  • на жизнь без произвольного и незаконного вмешательства;
  • на свободный доступ к информации, направленной на духовное и моральное благополучие, а также физическое и психологическое развитие;
  • на бесплатное и обязательное начальное образование, а также доступное среднее и высшее (образование должно развивать личность и таланты);
  • пользоваться культурой, религией и языком для этнических, религиозных и языковых меньшинств;
  • на отдых и досуг, культурную и творческую деятельность.

Первым документом стала Всеобщая декларация прав человека, где также упоминаются права детей. Именно важнейшим шагом о правах детей в 1959 году было принятие Декларации, которая состоит из 10 основных принципов. После неё начал рассматриваться проект данной Конвенции. Необходимо было 30 лет для создания важного документа с более чёткой формой.

Конвенция Организации Объединенных Наций (ООН) о правах ребёнка – международный документ государств-участников, который включает участие Российской Федерации. Участниками, кроме Российской Федерации, являются Святой Престол, Палестина и все члены ООН. Это все страны, кроме Сомали и Соединённых Штатов Америки.

Документ в первых статьях раскрывает понятие «ребёнок». Им является человек, которому не исполнилось 18 лет (исключением могут быть дети, достигшие совершеннолетия ранее этого возраста согласно закону государства-участника). А также к понятию относится любой несовершеннолетний человек, независимо от пола, расы, языка, цвета кожи, религии, политических и других убеждений.

Первый доклад Российской Федерации о Конвенции рассмотрен Комитетом ООН в 1993 году, и замечания были приняты. Второй доклад и приложения рассматривались в 1998 году. Уже в 2002 году утвердили Третий доклад. Заключительные замечания получены в отношении предоставленного доклада в 2006 году.

Приоритетное право на воспитание ребенка имеют его биологические родители. И если они лишаются этого права, то обязанность по воспитанию и образованию детей может быть возложена на ближайших родственников, но исключительно по их письменному согласию и разрешению органов опеки и попечительства.

В соответствии с законом «Об образовании в РФ» обязательным считается начальное, основное и среднее образование. Таким образом, в соответствии с данным нормативом, все дети обязаны ходить в школу и получать общее образование, а на их родителей накладывается обязательство по контролю за выполнением этого права.

В ст.63 СК РФ рассматриваются главные обязанности родителей, которые касаются воспитательного и образовательного процессов. В соответствии с закрепленными положениями, родители несут ответственность за воспитание несовершеннолетних. Поэтому для начала необходимо разъяснить, что же включает в себя сам термин «ответственность родителей за воспитание». Это понятие состоит из нескольких основных моментов:

Общее образование является обязательным, и если родители не в состоянии обеспечить выполнение этого права, то в соответствии с действующим законодательством они могут понести ответственность. При этом стоит уточнить, что право родителей на выбор образовательной программы считается непрекословным. Следовательно, именно родители решают, каким образом их дети будут получать общее образование – в специальных образовательных заведениях или же на дому.

Конвенция ООН о правах ребенка, первая ее часть полностью расшифрует понятие слова «ребенок», а также регламентирует верховенство интересов и базовые права и свободы детей. Вторая часть документа Конвенция ООН о правах ребенка уточняет особенности структуры и функции Комитета по правам ребенка, а также возлагает на государственные органы задачу по реализации решений данного учреждения. Третья часть Конвенции ООН о правах ребенка фиксирует пути разрешения различных процессуальных правовых проблем органами государственной власти, которые возникли в процессе применения статей данного документа.

История создания Конвенции ООН и правах ребенка

В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка.
Государства-участники этой Конвенции взяли на себя обязательства признавать и обеспечивать широкий круг прав ребенка. Чтобы лучше сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, давайте представим их в виде схемы, объединив их в отдельные группы по общности содержания.
Согласно Конвенции, ребенок с момента рождения имеет право на имя, гражданство, а также, насколько это возможно, знать своих родителей и на их заботу. Запрещено насильно отрывать ребенка от семьи, от страны, менять ему имя.

Большая доля положений Конвенции обращена правительственным органам, учреждениям, организациям наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, Конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка.
Все дети должны пользоваться одинаковыми правами, как родившиеся в браке, так и вне брака. Заботу о детях, лишившихся родителей, должно взять на себя государство.
Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, Конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Большая доля положений Конвенции обращена правительственным органам, учреждениям, организациям наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Конвенция о правах ребенка (КПР) получила самое широкое международное признание из всех документов по правам человека: ее ратифицировали все страны мира за исключением двух. Конвенция объединяет весь спектр прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав – относящихся к детям в одном документе. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу в сентябре 1990 года.

Ребенок имеет право на образование. С этой целью государстваучастники вводят бесплатное и обязательное начальное образование и поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, и обеспечивают его доступность для всех детей. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка, воспитание уважения к правам человека и основным свободам, на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, на воспитание уважения к окружающей природе.

Каждому ребенку, который обвиняется в совершении правонарушения или преступления, гарантируется презумпция невиновности до тех пор, пока вина его не будет доказана, получение правовой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты, свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины, полное уважение его личной жизни, также как и обращение с учетом его возраста, обстоятельств и благосостояния. Дети, не достигшие 18-летнего возраста, не могут быть приговорены к смертной казни или пожизненному тюремному заключению без возможности досрочного освобождения.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (дееспособность) — возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста; а также в предусмотренных законом случаях:

Согласно «Конвенции о правах ребёнка», принятой ООН в 1989 году, ребёнком признается человек до достижения 18-летнего возраста. Здесь же провозглашается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.

  • право на жизнь (ст. 6 Конвенции о правах ребёнка, ч. 1 ст. 20 Конституции РФ);
  • право на имя, отчество и фамилию – с момента регистрации (ст.7 Конвенции оправах ребёнка, ст. 58 Семейного кодекса РФ);
  • право на гражданство (ст.7 Конвенции о правах ребёнка);
  • право знать своих родителей, право жить и воспитываться в семье (ст. 54 Семейного кодекса РФ, ст.7 Конвенции о правах ребёнка);
  • право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст.27 Конвенции о правах ребёнка);
  • право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом (ст. 3 Конвенции о правах ребёнка, ст. 56, 57 Семейного кодекса РФ);
  • имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции о правах ребёнка, ст. 60 Семейного кодекса РФ);
  • право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции о правах ребёнка);
  • право на отдых и досуг; на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции о правах ребёнка);
  • право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции о правах ребёнка);
  • право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции о правах ребёнка);
  • право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции о правах ребёнка);
  • право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 36 Конвенции о правах ребёнка).

Конвенция о правах ребёнка

Статья 1. Определение ребенка
До тех пор пока тебе не исполнится 18 лет, ты считаешься ребенком и имеешь все права, которые изложены в этой Конвенции.
Статья 2. Запрещение дискриминации
Ты не должен подвергаться дискриминации по какой-либо причине, включая по причине расы, цвета кожи, пола, языка, религии, убеждений, происхождения, социального или имущественного положения, состояния здоровья и рождения, твоих родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
Статья 3. Наилучшее обеспечение прав ребенка
Во всех действиях в отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению твоих интересов и интересов любого ребенка.
Статья 4. Осуществление прав Конвенции
Государство должно позаботиться, чтобы права этой Конвенции были доступны тебе и всем детям.
Статья 5. Воспитание в семье и развитие способностей ребенка
Твоя семья несет основную ответственность за твое воспитание так, чтобы по мере того, как ты рос, ты учился правильно пользоваться своими правами. Государство должны уважать это право.
Статья 6. Право на жизнь и развитие Ты имеешь право жить и развиваться. Государство обязано обеспечить твое выживание и здоровое развитие.
Статья 7. Регистрация здоровья, имени, гражданство и забота родителей
Ты имеешь право на официальную регистрацию твоего рождения, имя и гражданство. Ты имеешь право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.
Статья 8. Сохранение индивидуальности
Государство должно соблюдать твое право на имя, гражданство и семейные связи.
Статья 9. Разлучение с родителями
Тебя не должны разлучать с твоими родителями за исключением тех случаев, когда это в твоих интересах (Например, когда родители не заботятся о тебе или жестоко с тобой обращаются). Если твои родители развелись, ты имеешь право регулярно встречаться с ними, кроме тех случаев, когда это может нанести тебе вред.
Статья 10. Воссоединение семьи
Если ты и твои родители живете в разных странах, ты должен иметь возможность пересекать границы этих стран и въезжать в собственную, чтобы поддерживать личные отношения с твоими родителями или воссоединиться семьей.
Статья 11. Защиты от незаконного перемещения в другую страну
Государство должно предпринять меры, чтобы предотвратить незаконный вывоз тебя из твоей страны.
Статья 12. Уважение взглядов ребенка
Если взрослые принимают решения, затрагивающие твои интересы, ты имеешь право свободно выражать свое мнение и твое мнение должно быть учтено при принятии таких решений.
Статья 13. Свобода выражения и информации
Ты имеешь право иметь, искать, получать и передавать информацию любого рода (например, при помощи письма, искусства, телевидения, радио или Интернета), если только эта информация не вредит тебе и другим людям
Статья 14. Свобода мысли, совести и религии
Ты имеешь право на убеждения и религию и можешь практиковать свою религию, если только это не нарушает права других людей. Твои родители должны разъяснить тебе эти права.
Статья 15. Свобода ассоциаций и мирных собраний
Ты имеешь право встречаться и объединяться в группы с другими детьми, если только это не вредит другим людям.
Статья 16. Личная жизнь, честь и репутация
Ты имеешь право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить твоей репутации, а также входить в твой дом и читать твои письма или электронную почту без разрешения. Ты и твоя семья имеют право на защиту от незаконного посягательства на вашу честь и репутацию.
Статья 17. Доступ к информации и средств массовой информации
Ты имеешь право на достоверную информацию из разных источников, включая книги, газеты и журналы, телевидение, радио и Интернет. Информация должна быть полезной и доступной твоему пониманию.
Статья 18. Ответственность родителей
Родители несут равную ответственность за твое воспитание и развитие и должны всегда учитывать твои наилучшие интересы. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, особенно если родители работают.
Статья 19. Защита от всех форм насилия, небрежного обращения и жестокого обращения
Государство должно обеспечить, чтобы о тебе хорошо заботились, и защищало тебя от насилия, небрежного отношения и жестокого обращения со стороны родителей или тех, кто о тебе заботится.
Статья 20. Защита ребенка, лишенного семьи
Если родители и семья не могут о тебе заботиться в достаточной мере, тогда за тобой должны смотреть люди, которые уважают твою религию, традицию и язык.
Статья 21. Усыновление
Если тебе усыновляют, прежде всего должны неукоснительно соблюдаться твои наилучшие интересы, в независимости от того, усыновлен ли ты в стране, где родился, или тебя перевезли жить в другую страну.
Статья 22. Дети-беженцы
Если ты приехал в новую страну, потому что на твоей родине опасно жить, ты имеешь право на защиту и поддержку. Ты имеешь право на такие же права, как и дети, рожденные в этой стране.
Статья 23. Дети-инвалиды
Если у тебя особенности развития в умственном или физическом отношении, ты имеешь право на особый уход, поддержку и образование, так чтобы ты мог вести полноценную и независимую жизнь и участвовать в жизни общества, согласно своим возможностям.
Статья 24. Здоровье и здравоохранение
Ты имеешь право на охрану своего здоровья (например, лекарства, доступ к больницам и квалифицированным медицинским работникам). Ты имеешь право на питьевую воду, питательную еду, чистую экологию и профилактику болезней, чтобы ты оставался здоровым. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.
Статья 25. Периодическая оценка при попечении
Если ты находишься на попечении, и о тебе заботятся местные власти или учреждения, а не твои родители, государство должно регулярно проверять твои условия жизни, чтобы удостовериться, что за тобой обеспечен хороший уход.
Статья 26, Социальное обеспечение
Общество, в котором ты живешь, должно предоставить тебе возможность пользоваться его благами, которые помогают тебе развивать и жить в хороших условиях (например, образование, культура, питание, здоровья и социальное обеспечение). Государство должно предоставить дополнительные средства для детей нуждающихся семей.
Статья 27. Уровень жизни
Ты имеешь право на право на уровень жизни, необходимый для твоего физического, умственного, и духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.
Статья 28. Право на образование
Ты имеешь право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.
Статья 29. Цели образования
Образовательные учреждения должны развивать твою личность и полностью раскрыть твои таланты, умственные и физические способности. Они должны подготовить тебя к взрослой жизни и научить уважать твоих родителей, культурные ценности и традиции, своей и других стран. Ты имеешь право учиться правильно пользоваться своими правами.
Статья 30. Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению
Ты имеешь право говорить на родном языке, соблюдать родные обычаи и исповедовать свою религию в независимости от того, разделяют ли их большинство людей в твоей стране.
Статья 31. Отдых, досуг и культурная жизнь
Ты имеешь право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.
Статья 32. Детский труд
Государство должно защищать тебя от опасной, вредной и непосильной работы, которая мешает твоему образованию и позволяет другим тебя эксплуатировать.
Статья 33. Дети и незаконное употребление наркотических средств
Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь тебя от незаконного употребления наркотиков, не допустить твоего участия в производстве и торговле наркотиками.
Статья 34. Защита от сексуальной эксплуатации
Государство должно защищать тебя от любых форм сексуального насилия.
Статья 35. Защита от торговли детьми, контрабанды и похищения
Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей в другие страны с целью эксплуатации.
Статья 36. Защита от других форм эксплуатации
Ты должен быть защищен от любых действий, которые могут нанести вред твоему развитию и благополучию.
Статья 37. Защита от пыток, жестокого обращения и лишения свободы
Если ты нарушил закон, с тобой не должны обращаться жестоко. Тебя не могут поместить в тюрьму вместе со взрослыми, у тебя должна быть возможность поддерживать контакт со своей семьей.
Статья 38. Защита детей, затронутых вооруженными конфликтами
Если тебе не исполнилось 15 лет (18 в большинстве европейских стран), государство не должно позволить тебе вступать в армию или напрямую участвовать в вооруженных конфликтах. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту и уход.
Статья 39. Восстановительный уход
Если ты оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток, пренебрежения или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить твое физическое и душевное здоровье и дать тебе вернуться в ряды общества.
Статья 40. Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей
Если тебя обвинили в нарушении законов, с тобой должны обращаться так, чтобы твое человеческое достоинство было сохранено. Ты имеешь право на правовую помощь и можешь быть приговоренным к тюремному заключению только за очень серьезные преступления.
Статья 41. Применение наивысших норм
Если законы твоей страны защищают права ребенка лучше, чем положения этой Конвенции, то следует применять законы этой страны.
Статья 42. Распространение информации о Конвенции
Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых, учреждений и детей.
Статьи 43-54. Обязательства государств
Эти статьи объясняют, как взрослые и государства должны работать вместе, чтобы обеспечить соблюдение прав детей.

Вам может понравиться =>  Ветеран Труда Свердловской Области Надбавка К Пенсии В 2023

Примечание : Конвенция по правам ребенка была принята Генеральной Ассамблеей Объединенных Наций в 1989 году и вступила в силу в 1990 году. В Конвенции 54 статей, определяющих права детей и как эти права должны быть обеспечены и поддержаны государствами. Почти все страны в мире ратифицировали эту Конвенцию, обещая соблюдать все права и свободы этой Конвенции.

Комитет по правам ребенка, выборный орган независимых экспертов, который следит за осуществлением Конвенции, требует того, чтобы правительства, ратифицировавшие Конвенцию, представляли регулярные доклады о состоянии прав детей в своих странах. Комитет рассматривает эти доклады и дает рекомендации государствам. При необходимости Комитет призывает международную помощь от других правительств и техническую помощь от таких организаций, как ЮНИСЕФ.

Конвенция определяет «ребенка» как лицо младше 18 лет, если в соответствующих законах не признается более ранний возраст совершеннолетия. По некоторым вопросам государства обязаны предусматривать минимальный возраст, такой как возраст для приема на работу и завершения обязательного образования; но в других случаях Конвенция недвусмысленно запрещает пожизненное заключение без возможности освобождения или смертной казни для лиц младше 18 лет.

  • Является наиболее широко ратифицированным договором в области прав человека в истории — она действует практически во всех странах мира, обеспечивая тем самым общую этическую и правовую основу для реализации прав детей.
  • Впервые была принята как официальное обязательство обеспечить реализацию прав ребенка и следить за прогрессом в положении детей.
  • Указывает на то, что права детей больше не могут восприниматься как вариант, как вопрос об одолжении или доброте по отношению к детям или как выражение благотворительности. Права детей порождают обязанности и ответственность, которые мы все должны соблюдать и уважать.
  • Была признана негосударственными организациями.
  • Является справочным материалом для многих организаций, работающих с детьми и для детей, включая НПО и организации системы ООН.
  • Подтверждает, что все права одинаково важны и необходимы для полного развития ребенка и что каждый ребенок важен.
  • Вновь подтверждает понятие ответственности государства за реализацию прав человека и связанные с этим ценности прозрачности и общественного контроля.
  • Продвигает международную систему солидарности, направленную на реализацию прав детей. Странам-донорам предлагается оказывать помощь в тех областях, где были выявлены конкретные потребности; страны-получатели также должны направлять зарубежную помощь в целях развития.
  • Подчеркивает роль общества, общин и семей в поощрении и защите прав детей.

Стандарты Конвенции о Правах Ребенка обсуждались правительствами, неправительственными организациями, правозащитниками, юристами, специалистами здравоохранения, социальными работниками, работниками образования, экспертами по развитию детей и религиозными лидерами со всего мира, более 10 лет. Результатом является согласованный документ, который учитывает важность традиций и культурных ценностей для защиты и гармоничного развития ребенка. Он отражает основные правовые системы мира и признает конкретные потребности развивающихся стран.

  • Включение принципов прав ребенка в законодательство
  • Создание межведомственных и междисциплинарных органов по вопросам прав ребенка.
  • Разработку национальных программ для детей
  • Содействие уполномоченным по правам детей или уполномоченным по правам детей
  • Реструктуризацию бюджетных ассигнований на реализацию прав детей
  • Вмешательства, направленные на выживание и развитие ребенка
  • Устранение дискриминации и других препятствий на пути реализации прав ребенка, включая социально-экономическое неравенство среди детей
  • Создание возможностей для детей выражать свои взгляды и быть услышанными
  • Расширение партнерских отношений для детей
  • Оценку воздействия мер на детей.

Конвенция О Правах Ребёнка В России На 2023 В Перми Кратко

b) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

  1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
  2. Государства — участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.
  3. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, «кафала» по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.
Вам может понравиться =>  Калькулятор Расчета Декретных Выплат В 2023 Году

В декабре 2023 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

e) содействуют в необходимых случаях достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

b) Комитет препровождает, когда он считает это целесообразным, в специализированные учреждения, Детский фонд Организации Объединенных Наций и другие компетентные органы любые доклады государств — участников, в которых содержится просьба о технической консультации или помощи или указывается на потребность в этом, а также замечания и предложения Комитета, если таковые имеются, относительно таких просьб или указаний;

2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

3. Когда поправка вступает в силу, она становится обязательной для тех государств — участников, которые ее приняли, а для других государств — участников остаются обязательными положения настоящей Конвенции и любые предшествующие поправки, которые ими приняты.

2. С этой целью государства — участники оказывают в случае, когда они считают это необходимым, содействие любым усилиям Организации Объединенных Наций и других компетентных межправительственных организаций или неправительственных организаций, сотрудничающих с Организацией Объединенных Наций, по защите такого ребенка и оказанию ему помощи и поиску родителей или других членов семьи любого ребенка — беженца, с тем чтобы получить информацию, необходимую для его воссоединения со своей семьей. В тех случаях, когда родители или другие члены семьи не могут быть найдены, этому ребенку предоставляется такая же защита, как и любому другому ребенку, по какой-либо причине постоянно или временно лишенному своего семейного окружения, как это предусмотрено в настоящей Конвенции.

2. Никакая часть настоящей статьи или статьи 28 не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством.

Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный День прав ребенка, посвященный принятию важного документа Конвенции ООН о правах ребенка. Именно в этот день в 1959 году была принята Декларация прав ребёнка, а в 1989 году Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией Российской Федерации, принят целый ряд законодательных актов Семейный Кодекс Российской Федерации, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон «Об образовании».

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 года) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребёнка) отмечать Всемирный день детей.

По сравнению с Декларацией о правах ребёнка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), конвенция состоит из статей, учитывающих практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребёнка в обществе. Конвенция о правах ребёнка не только развивает и конкретизирует положения Декларации прав ребёнка, но и идет дальше, утверждая, что государства, которые к ней присоединяются, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Проблема прав человека имеет приоритетное значение в деятельности Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО. ООН впервые в мировой истории разработала документы, в которых определены основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами. Одним из таких документов является Конвенция о правах ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 44/25 от 20 ноября 1989 года), которая вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Говоря об истории Декларации и о Конвенции, нельзя не вспомнить имя видного отечественного педагога, активного борца за права детей и свободное воспитание личности К.Н. Вентцеля. Опираясь на гуманистическую философскую мысль, он еще в сентябре 1917 года разработал и опубликовал Декларацию прав ребёнка. Этот своеобразный гуманистический манифест был одним из первых в мировой практике, который на несколько десятилетий опередил аналогичную Декларацию ООН.

Дети и их права находились в центре внимания ООН с момента её создания в 1945 году. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящие время является главным механизмом международной помощи детям.

  • статьи с 1 по 4 раскрывают понятие ребёнка;
  • статьи с 5 по 11 раскрывают нерушимые и неотъемлемые права детей;
  • статьи с 12 по 17 излагают права на возможность выражения собственного мнения, взглядов и участие в объединениях;
  • статьи с 18 по 20 рассказывают об ответственности родителей и защите от небрежного отношения;
  • статьи с 20 по 26 регламентируют права детей особых категорий;
  • статьи с 27 по 31 информируют о необходимости получения образования и наличия при этом отдыха;
  • статьи с 32 по 36 регламентируют защиту со стороны государства от эксплуатации, насилия, наркотических средств и пр.;
  • статьи с 37 по 40 регламентируют права ребёнка, если им совершено правонарушение;
  • статьи с 41 по 45 определяют контроль за соблюдение положений акта;
  • статьи с 46 по 54 определяют процедуру подписания и принятия условий Конвенции.
  1. Нерушимое право на имя и подданство определённой стране.
  2. Пристальное внимание, прежде всего, к защите интересов детей со стороны всех учреждений этой сферы.
  3. Недопустимость наличия различий и дискриминации по какому-либо признаку.
  4. Недопустимость разлучения детей с родителями, за исключением ситуаций, рассматриваемых компетентными органами в интересах детей.
  5. Содействие со стороны государств по вопросам воссоединения семей.
  6. Несение основной ответственности родителями за своих детей при содействии государства, которое, в свою очередь, обязуется развивать сеть детских учреждений.
  7. Наличие защиты со стороны государства по вопросам недопустимости насилия, психологического ущерба, совершения сексуальных действий в отношении малолетних.
  8. Дети с особыми способностями либо с особенностями развития обладают правом на особую заботу, помощь, образование.
  9. Обеспечение бесплатной медициной, а также начальным образованием.
  10. Обеспечение защиты со стороны государства по вопросам, касающимся оборота наркотиков.
  11. Недопустимо назначение смертной казни или пожизненного заключения в отношении лиц, не достигших 18 лет.
  12. До достижения 15 лет ни один малыш не должен привлекаться к военным действиям.
  13. Дети, подвергшиеся насилию, должны проходить особую реабилитацию.
  14. Возможность пользоваться национальным языком и достояниями собственной культуры для детей из национальных меньшинств.

20.11.1989 Конвенция была принята, а её подписание началось в 1990 году. Во время работы над документом был привлечён целый ряд специалистов и организаций ООН, основной целью которых акцентирование внимания к документу с целью осуществления основных прав детей.

Историю создания этого документа можно начать с 1959 года, в котором была принята Декларация прав ребёнка. Основным назначением этого документа являлось создание «счастливого детства каждому малышу», кроме этого основной призыв декларации состоял в том, чтобы дать детям всё самое лучшее.

Другими словами, всё что необходимо для нормального развития способностей человека как моральных, так и духовных должно сопровождаться не только безопасным окружающим миром, нормой питания, качественным здравоохранением, но и предоставляться всегда в приоритетном порядке детям.

ЕСПЧ по жалобам против Бельгии, Германии, Швейцарии, etc. давал оценку применения национальными властями Конвенции и выработал определенную позицию, анализировать которую следует в отдельной статье. Однако стоит отметить, что Европейский Суд полагает возможным применение Конвенции, когда это соответствует целям защиты права на семейную жизнь (ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Очевидно, что в деле К. средоточием интересов ребенка является Италия, и неизвестно, как в долгосрочной перспективе отразится на ребенке его перемещение в Россию.

Несмотря на то что Конвенция вступила в силу для России 1 октября 2011 г., полноценная имплементация ее норм в российское законодательство была осуществлена только в 2014 г. после принятия и вступления в силу специального федерального закона, которым были внесены изменения в ГПК РФ, СК РФ и законодательство о судебных приставах и исполнительном производстве.

Строго юридически препятствий в применении Конвенции в России даже в отношении детей, перемещенных из Италии, нет, так как российский суд может опираться как на ст. 25 Венской конвенции 1969 г., позволяющей применять договор до его полного вступления в силу, так и на правило международной вежливости и взаимности.

Интересна позиция ответчика, представитель которого указал на непризнание Италией присоединения России к Конвенции и представил письмо из Министерства образования и науки Российской Федерации (Центрального органа по Конвенции), где указывалось: «положения Конвенции 1980 г. не могут быть применены в деле Л.».

Во-первых, по примеру Германии была введена специальная территориальная подсудность по федеральным округам; во-вторых, к участию в деле привлекаются в обязательном порядке прокурор и орган опеки и попечительства; в-третьих, устанавливаются сокращенные сроки для рассмотрения дела (42 дня) и подачи апелляционной жалобы (10 дней); в-четвертых, решение суда должно быть направлено в Центральный орган – Минобрнауки. Забегая вперед, следует признать, что судами указанные требования строго соблюдаются.

Ответ . Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства, ребенок является гражданином РФ независимо от места рождения. При различном гражданстве родителей, один из них является гражданином РФ, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если он родился на территории РФ.

Государства-участники признают право ребенка, помещенного на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического либо психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением (ст. 25 Конвенции).

Ответ . Такое право подробно изложено в законе РФ 1991 г «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Согласно этому закону несовершеннолетние имеют право на приобретение в собственность жилища. Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет при проживании совместно с другими членами семья имеют право на совместную или долевую собственность. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей, опекунов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет, передаются, им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства. Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (усыновителями), опекунами, администрацией детских или иных воспитательных учреждений на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего в местном отделении сберегательного банка.

Наилучшее обеспечение прав ребенка в системе социального обеспечения осуществляется в разных формах: предоставление пособий (пенсий) отдельным категориям детей, семьям в связи с воспитанием детей (включая ежемесячное пособие па ребенка); натуральное обеспечение (при наличии соответствующих показателей).

Ответ . В действующем российском законодательстве вопросы незаконного перемещения и невозвращения детей отражены в Конституции РФ (ст. 611), Уголовном кодексе РФ (ст. 152). В 1993 г. заключено Соглашение о сотрудничестве Министров внутренних дел государств-участников СНГ в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их проживания.