Взнос За Занятых На Тяжелых И Прочих Работах

Содержание

Страховые взносы на ОПС по доптарифам: мнения чиновников, позиции судов

Многие строительные организации не могут избежать обязанности исчисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Доптарифы следует применять при наличии особых условий труда (вредных, тяжелых, опасных). Напомним некоторые разъяснения чиновников. Рассмотрим позиции, выработанные судами по спорным ситуациям.

В случае частичной занятости (в течение месяца), оформленной надлежащим образом, если при этом в организации не ведется раздельный учет выплат сотруднику за работу в особых и нормальных условиях труда, страховые взносы по доптарифам уплачиваются со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Если в организации ведется раздельный учет выплат работникам при их частичной занятости, оформленной надлежащим образом, исчисление страховых взносов по соответствующему доптарифу производится в общеустановленном порядке с сумм, начисленных в пользу работников за период работы во вредных, тяжелых и опасных условиях труда.

Суды также учли, что в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий. Однако такие документы общество не представило.

Суды отклонили доводы общества о том, что в спорные периоды сотрудники не выполняли непосредственно особые виды работ и не получали воздействие вредных или опасных факторов, связанных с профессиональной деятельностью. Суды трех инстанций решили: выплаты в пользу работников, занимающих должности на работе с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, начисляемые в месяце нахождения таких работников в дополнительных отпусках, на курсах повышения квалификации, а также осуществляющих сдачу крови и ее компонентов, в полном объеме подлежат обложению страховыми взносами на ОПС по доптарифам в общеустановленном порядке.

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки. Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:

Взносы по доптарифу перечисляют в те же сроки, что и для обычных страховых взносов — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были начислены. Если последний день уплаты — выходной или нерабочий, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

  1. Если у обычных страховых взносов есть ограничения по предельной годовой зарплате, свыше которой взносы снижаются, дополнительные начисляются одинаково с любых сумм.
  2. Применение доптарифов зависит от периода, в котором были начислены выплаты, а не за который они начислены. Например, в 2021 году работнику начислили премию по итогам прошлого года. В месяце начисления он занят на вредной и опасной работе. Премию нужно включить в базу для расчёта взносов «за вредность», даже если весь прошлый год, за который выдают премию, работник трудился в обычных условиях.
  3. Начисление доптарифов не зависит от режима работы. Если работник занят во вредных и тяжёлых условиях менее 80% рабочего времени, этот период не входит в льготный стаж для досрочной пенсии. Но взносы по доптарифам всё равно нужно начислять.
  4. Рассчитать их нужно и в случаях, когда «вредник» отсутствовал из-за болезни, командировки, отпуска (ежегодного оплачиваемого, по уходу за ребёнком, по беременности и родам) и в другие периоды, которые включаются в льготный стаж. В таких случаях работник считается занятым на работах, дающих право на досрочную пенсию.
  5. В течение месяца «вредник» может быть занят попеременно на работах, указанных и в Списке № 1, и в Списке № 2. Тогда допвзносы нужно начислить по разным ставкам. Если раздельный учёт выплат на предприятии не ведётся, взносы по доптарифам нужно рассчитать пропорционально — фактически отработанные дни по каждому виду работ разделить на общее количество календарных дней месяца и умножить на выплаты за месяц и на соответствующий тариф.
  6. Если работник в течение месяца был занят и во вредных, и в нормальных условиях труда, то доптарифы нужно начислить только на выплаты за фактически отработанное во вредных условиях время. Рассчитывают их так же, как и в предыдущей ситуации (если нет раздельного учёта выплат).
  7. Периоды, когда «вредник» находится отпуске без содержания или в учебном отпуске не засчитываются в стаж для досрочного назначения пенсии. И здесь Пенсионный фонд и Минфин расходятся во мнении о том, нужно ли начислять допвзносы. Позиция ПФР — не начислять, так как работник не был занят на работах с особыми условиями труда. Минфин считает, что выплаты за этот период облагаются допвзносами в полном объёме. Безопаснее их всё же начислить. Так, Минтруд в письме № 17-3/В-256 от 17 июня 2016 г. разъяснил, что база для начисления взносов по доптарифам не зависит от периодов, входящих или не входящих в льготный стаж. Эта позиция подтверждается и судебной практикой.

Есть профессии, должности и производства, которые по умолчанию предполагают работу во вредных или тяжелых условиях, даже когда спецоценка ещё не проводилась. Например, если они числятся в Списке № 1 и Списке № 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г.

Насколько рабочие места вредные и (или) опасные, определяют по результатам спецоценки условий труда (СОУТ). Работодатели обязаны проводить её раз в 5 лет. Оценивают все рабочие места сотрудников, которые трудятся у ИП или организаций по трудовым договорам, за исключением надомников и дистанционщиков. Есть условия, при которых спецоценку проводят ещё до истечения пяти лет, например:

  • внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
  • ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
  • переместили рабочее место в другое помещение и др.

В этих случаях провести внеплановую спецоценку нужно в течение 12 месяцев после изменений.

Определить размер компенсации. Работодатель может установить минимальный размер доплаты, предусмотренный трудовым кодексом, — 4% от тарифной ставки или оклада сотрудника, который трудится в нормальных условиях. Если на предприятии есть профсоюз, больший размер доплаты можно согласовать с ним.

Поскольку в трудовых договорах не будет стоять класс опасности, работодателя могут привлечь к административной ответственности за ненадлежащее оформление трудового договора. Должностные лица заплатят штраф в размере от 10 000 до 20 000 Р , предприниматели — от 5000 до 10 000 Р , юридические лица — от 50 000 до 100 000 Р .

Предусмотреть условие о компенсации в трудовом договоре. Затем нужно внести данные об условиях труда и компенсациях в трудовой договор. Если человек только устраивается на работу, информацию можно добавить в договор. С сотрудниками, которые уже работают в компании, следует заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам.

По результатам СОУТ устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах. Если эксперты выявят места с вредными условиями труда, результаты спецоценки действуют 5 лет. Если таких мест на предприятии нет, результаты СОУТ автоматически продлеваются каждые 5 лет. Для невредных офисных мест государство собирается сделать результаты СОУТ бессрочными.

Возраст выхода на пенсию зависит от стажа работника, а также от степени вредности производства, где он трудился. Например, могут выйти на пенсию мужчины 55 и женщины 50 лет, если они не менее 20 и 15 лет соответственно проработали водителями автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах и у них есть страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно. Или женщины 50 лет, если они не менее 20 лет проработали в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью.

Нужно ли платить повышенные взносы при неполной занятости на вредной работе

С 2017 года тариф дополнительных взносов установлен ст. 428 Налогового кодекса. До этого, когда администраторами страховых взносов были внебюджетные фонды, аналогичные положения были закреплены в положениях Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Именно в период действия этого закона Пенсионный фонд при очередной проверке выявил неуплату организацией-страхователем взносов по доптарифу в отношении выплат сотрудника, занятого на «вредной» работе менее 80% рабочего времени, и оштрафовал работодателя.

Организация обратилась в суд, поскольку была уверена, что начислять взносы по доптарифу ей не нужно. Ведь, по ее мнению, начисление страховых взносов по доптарифу зависит от того, включается ли период «вредной» работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. А его имеют те работники, что заняты на «вредных» работах в течение полного рабочего дня, т.е. более 80% рабочего времени. Получается, что период выполнения таких работ указанного работника не включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение ему трудовой пенсии.

Но Конституционный Суд отказался принимать жалобу к рассмотрению, подчеркнув следующее. На работодателей, применяющих труд работников, занятых на работах с особыми условиями труда, возложена обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам. Исключений относительно начисления взносов по доптарифу в зависимости от режима занятости – полной или частичной – закон не содержит. И еще: страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, предназначены для создания финансового источника для выплаты пенсий всем работникам соответствующей категории. То есть бюджет для выплаты досрочной пенсии «вредникам» формируется за счет работодателей, которые уплачивают страховые взносы в ПФР по повышенным тарифам. И все работодатели, использующие труд работников, занятых на «вредных» работах в режиме как полной, так и частичной занятости, объективно составляют одну категорию. Именно поэтому нормы, которые пыталась оспорить организация, не могут рассматриваться как нарушающие ее конституционные права (Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2020 г. № 2890-О).

Вам может понравиться =>  Ребенок Болен Алименты

Специалисты Минфина России, Минтруда России и ФНС России не раз озвучивали свою позицию о том, что платить страховые взносы по доптарифам нужно даже при занятости сотрудника на «вредных» работах менее 80% рабочего времени. А вот суды вплоть до высшей инстанции до определенного времени имели противоположный взгляд – у занятых на «вредных работах» менее 80% времени нет права на досрочное назначение трудовой пенсии, а потому взносы по дополнительным тарифам начислять не надо.

Однако в арбитражных судах всех уровней страхователь это дело проиграл и обратился в Конституционный Суд с попыткой оспорить положения Закона № 212-ФЗ о страховых взносах, Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». По мнению работодателя, нормы этих законов нарушают его конституционные права, так как обязывают начислять дополнительные взносы независимо от того, заняты его сотрудники на «вредной» работе в полной мере или или частично.

Должностью определяются обязанности, которые выполняет сотрудник, то есть определяется его трудовая функция. Трудовая функция возможна только в рамках трудовых договоров, потому что предметом гражданско-правового договора является выполненная работа или оказанная услуга. Следовательно, у лиц, с которыми заключены договоры ГПХ, не может быть должностей.

Так как выплаты по гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг признаются объектом обложения страховыми взносами, то при осуществлении выплат по таким договорам лицам, занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, страховые взносы по дополнительным тарифам на ОПС следует начислять в общеустановленном порядке. Такую точку зрения высказал Минфин России в письме от 26.05.2020 № 03-15-06/44048.

Налоговым кодексом дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) установлены для плательщиков взносов, которые производят выплаты в пользу физических лиц, занятых на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда и имеющими право на досрочную пенсию (виды таких работ указаны в п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

  • в предмете договора необходимо прописать услугу так, чтобы она соответствовала списку должностей, приведенных в постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 № 665;
  • страховые взносы придется платить по ставкам, установленным для тех, кто не провел спецоценку (9 или 6 процентов).

В письме от 01.04.2019 № 03-15-07/22333 ведомство напоминает, что в отношении выплат в пользу работников, занятых на вредных, тяжелых или опасных работах, применяются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Такие виды работ перечислены в пунктах 1 — 18 части 1 статьи 30 закона о страховых пенсиях (от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В этом случае страховые взносы по дополнительным тарифам работодатель начисляет на все выплаты в пользу работника, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Страховые взносы за; сотрудников в; 2020; году

Взносы для ПФР и ФСС не всегда нужно платить со всей суммы доходов сотрудника. Для начисления взносов установлен лимит, с превышением которого взносы не платятся или по ним снижается ставка. Эта база ежегодно индексируется на основании роста средней зарплаты.

  • ИП и организации, заключившие договоры об исполнении туристско-рекреационных работ, которые выплачивают доходы сотрудникам в рамках особых экономических зон, выделенных Правительством РФ.
  • ИП и организации, заключившие договоры по реализации технико-внедренческой работы, которые выплачивают доходы сотрудникам в рамках особых экономических зон.
  • Хозяйственные партнерства и общества, которые внедряют и используют плоды интеллектуального труда, если право на них принадлежит их участникам или учредителям.
  • пособия по безработице и прочие госпособия;
  • различные компенсационные выплаты: возмещение вреда здоровью, оплаты аренды квартиры, возмещение трат на обеды, финансирование повышения квалификации и т. п;
  • материальная помощь, выплачиваемая единовременно в случае рождения ребенка, стихийного бедствия, гибели члена семьи;
  • доходы, кроме зарплаты за труд, полученные членами общин малочисленных коренных народов;
  • взносы на накопительную пенсию в пределах 12 000 рублей на сотрудника;
  • материальная помощь в пределах 4 000 рублей;
  • возмещение затрат на погашение кредитов и займов на покупку или строительства жилья сотрудников;
  • и другие виды компенсационных выплат.
  • Тариф страхвзносов в ПФР — 22 %. Такая ставка применяется до достижения предельного лимита дохода в 1 292 000 рублей. Далее ставка падает до 10 %.
  • Тариф по взносам на ОМС — 5,1 % Он не зависит от суммы дохода и уплачивается постоянно.
  • Тариф страховых взносов на ВНиМ — 2,9 %. Исключением являются иностранные сотрудники, которые временно пребывают на территории РФ — для них действует ставка 1,8 %. Ставка применяется до превышения предельного дохода в 912 000 рублей, далее взносы не уплачиваются.

За сотрудников, оформленных по договору ГПХ, тоже нужно платить, но в этом случае обязательны только перечисления на медицинское и пенсионное страхование. На ВНиМ платить взносы не нужно, а на несчастное страхование платите, только если это условие предусмотрено договором.

«Ситуация изменилась с принятием Экономколлегией ВС определений от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800, – отметил он. – Именно указанные судебные акты изменили правоприменительную практику в отношении данного вопроса, определив подход, в соответствии с которым базовым условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по доптарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной)». По мнению судов, пояснил Дмитрий Шнайдман, именно такой подход соответствует сущности обязательного соцстрахования, включая пенсионное, поскольку уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений, закрепленного в том числе Конституцией РФ.

Комментируя «АГ» определение, партнер практики «Страхование» АБ КИАП Дмитрий Шнайдман отметил, что выводы КС окончательно закрепили правоприменительную практику, которая сложилась по вопросу правомерности исчисления и уплаты работодателем дополнительных тарифов страховых взносов в отношении любых выплат в пользу работников, занятых на видах работ с особыми условиями труда, перечень которых закреплен соответствующими нормативными актами.

Как считает эксперт, данное определение может негативно сказаться на судебной практике по аналогичным спорам. «На сегодняшний день суды в основном придерживаются позиции о том, что право на назначение досрочной пенсии должно корреспондировать обязанности страхователя уплачивать взносы по доптарифу. То есть если отдельные периоды трудовой деятельности застрахованного лица не подлежат включению в расчет трудового стажа для назначения досрочной пенсии, то и взносы по доптарифу за эти периоды уплачиваться не должны (постановления АС Северо-Западного округа от 23 июля 2020 г. № Ф07-7298/2020 по делу № А13-21007/2019; АС Центрального округа от 14 марта 2018 г. № Ф10-60/2018 по делу № А14-3052/2017 и от 11 октября 2017 г. № Ф10-3959/2017 по делу № А14-15419/2016)», – пояснил он.

До 2018 г., добавил Дмитрий Шнайдман, такие споры в основном разрешались в пользу работодателей, поскольку суды соглашались с позицией о том, что если у конкретного работника в силу его неполной занятости на работах с особыми условиями нет права на досрочную пенсию, то и работодатель не обязан финансировать дополнительными страховыми тарифами ее досрочный характер в отношении данного работника.

В определении также отмечается, что в соответствии со ст. 33.2 Закона об ОПС доптариф составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. Из положений ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС также следует, что доптариф не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на соответствующих работах. При этом абз. 2 п. 2 ст. 17 Закона об ОПС, определяющей порядок формирования бюджета ПФР, предусматривает, что трансферт на ОПС определяется в том числе с учетом досрочного назначения страховых пенсий лицам, указанным в ст. 30–32 Закона о страховых пенсиях (уменьшенных на сумму доходов от доптарифов взносов, уплачиваемых в соответствии со ст. 33.2 Закона об ОПС). Это, подчеркнул Конституционный Суд, означает, что взносы по доптарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, предназначены для создания финансового источника для выплаты пенсий всем работникам соответствующей категории.

Нужно ли платить взносы по доптарифу при неполной занятости на «вредной» работе: позиция Верховного суда

Напомним, что применение дополнительных тарифов пенсионных взносов зависит от результатов специальной оценки условий труда. Если по итогам СОУТ условия труда признаны вредными или опасными, то работодатели в отношении выплат работникам, имеющим право на досрочную пенсию, должны применять дополнительные тарифы «пенсионных» взносов. Это касается тех сотрудников, которые работают на производстве с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда (подп. 1 — 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ ).

Страхователь обратился в суд. Он считал, что не должен начислять взносы по доптарифу, так как сотрудники были заняты на «вредных» работах неполный рабочий день (менее 80% рабочего времени). А при такой занятости период работ не включается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии (п. 5, 6 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.02 № 516 ).

Проверяющие из ПФР доначислили организации взносы в размере более 300 тыс. рублей. По мнению контролеров, страхователь неправомерно не начислял взносы по доптарифам на выплаты работникам (электрогазосварщикам), которые трудились на «вредной» работе, дающей право на досрочную пенсию.

Если работник занят на «вредных» работах с особыми условиями труда (в режиме как полной, так и частичной занятости), то на выплаты в его пользу нужно начислять взносы по доптарифу. Правомерность такого подхода в очередной раз подтвердил Верховый суд в определении от 18.08.21 № 307-ЭС21-13447.

Суд первой инстанции согласился с организацией. Но вышестоящие суды, включая Верховный суд, признали доначисление взносов правомерным.
Обоснование такое. Условием, при котором страховые взносы следует перечислять по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ, независимо от режима этой занятости (полной или частичной). Перечисление таких взносов дает работникам право на получение досрочной страховой пенсии по старости.

Однако в арбитражных судах всех уровней страхователь это дело проиграл и обратился в Конституционный Суд с попыткой оспорить положения Закона № 212-ФЗ о страховых взносах, Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». По мнению работодателя, нормы этих законов нарушают его конституционные права, так как обязывают начислять дополнительные взносы независимо от того, заняты его сотрудники на «вредной» работе в полной мере или или частично.

С 2017 года тариф дополнительных взносов установлен ст. 428 Налогового кодекса. До этого, когда администраторами страховых взносов были внебюджетные фонды, аналогичные положения были закреплены в положениях Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Именно в период действия этого закона Пенсионный фонд при очередной проверке выявил неуплату организацией-страхователем взносов по доптарифу в отношении выплат сотрудника, занятого на «вредной» работе менее 80% рабочего времени, и оштрафовал работодателя.

Вам может понравиться =>  Льготы Инвалидам 2 Группы В 2022 Году Последние Новости Московская Область

Но Конституционный Суд отказался принимать жалобу к рассмотрению, подчеркнув следующее. На работодателей, применяющих труд работников, занятых на работах с особыми условиями труда, возложена обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам. Исключений относительно начисления взносов по доптарифу в зависимости от режима занятости – полной или частичной – закон не содержит. И еще: страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, предназначены для создания финансового источника для выплаты пенсий всем работникам соответствующей категории. То есть бюджет для выплаты досрочной пенсии «вредникам» формируется за счет работодателей, которые уплачивают страховые взносы в ПФР по повышенным тарифам. И все работодатели, использующие труд работников, занятых на «вредных» работах в режиме как полной, так и частичной занятости, объективно составляют одну категорию. Именно поэтому нормы, которые пыталась оспорить организация, не могут рассматриваться как нарушающие ее конституционные права (Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2020 г. № 2890-О).

Работники, занятые на «вредных» и опасных работах, имеют право на досрочное назначение страховой пенсии. На выплаты таким работникам нужно начислять страховые взносы по дополнительному тарифу, добавленному к основной ставке, в результате чего суммарный тариф получается выше, чем для других категорий работников.

Организация обратилась в суд, поскольку была уверена, что начислять взносы по доптарифу ей не нужно. Ведь, по ее мнению, начисление страховых взносов по доптарифу зависит от того, включается ли период «вредной» работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. А его имеют те работники, что заняты на «вредных» работах в течение полного рабочего дня, т.е. более 80% рабочего времени. Получается, что период выполнения таких работ указанного работника не включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение ему трудовой пенсии.

Взносы в ПФР по доптарифу за работников, которые трудятся в особых условиях, от режима занятости не зависят

Рассмотрев материалы жалобы, КС не нашел оснований для ее принятия к рассмотрению. При этом Суд напомнил, что, в отличие от налогов, страховые взносы имеют правовую специфику. Так, для страхователей-работодателей они являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы, а для застрахованных лиц – материальной гарантией пенсионного обеспечения в случаях лишения возможности иметь заработок (доход) или его утраты в силу возраста, состояния здоровья и т.д. При этом уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений (постановления от 24 февраля 1998 г. № 7-П; от 10 июля 2007 г. № 9-П; от 30 ноября 2016 г. № 27-П и др.).

Комментируя «АГ» определение, партнер практики «Страхование» АБ КИАП Дмитрий Шнайдман отметил, что выводы КС окончательно закрепили правоприменительную практику, которая сложилась по вопросу правомерности исчисления и уплаты работодателем дополнительных тарифов страховых взносов в отношении любых выплат в пользу работников, занятых на видах работ с особыми условиями труда, перечень которых закреплен соответствующими нормативными актами.

«Данное регулирование, с одной стороны, призвано обеспечить реализацию права на пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах с особыми условиями труда, с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а с другой – публичные интересы, состоящие в необходимости улучшения условий и охраны труда в целях защиты жизни и здоровья граждан, и в реализации принципов всеобщности, справедливости и солидарности 8 поколений, имея в виду, что все работодатели, использующие труд работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в режиме как полной, так и частичной занятости, объективно составляют одну категорию, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные принципы справедливости и равенства и как не имеющее экономического обоснования. Следовательно, оспариваемые законоположения в системе действующего правового регулирования не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя», – резюмируется в документе.

Как считает эксперт, данное определение может негативно сказаться на судебной практике по аналогичным спорам. «На сегодняшний день суды в основном придерживаются позиции о том, что право на назначение досрочной пенсии должно корреспондировать обязанности страхователя уплачивать взносы по доптарифу. То есть если отдельные периоды трудовой деятельности застрахованного лица не подлежат включению в расчет трудового стажа для назначения досрочной пенсии, то и взносы по доптарифу за эти периоды уплачиваться не должны (постановления АС Северо-Западного округа от 23 июля 2020 г. № Ф07-7298/2020 по делу № А13-21007/2019; АС Центрального округа от 14 марта 2018 г. № Ф10-60/2018 по делу № А14-3052/2017 и от 11 октября 2017 г. № Ф10-3959/2017 по делу № А14-15419/2016)», – пояснил он.

Это гарантируется, отметил КС, структурой тарифа взносов на ОПС, который с 1 января 2012 г. включает солидарную и индивидуальную части, из которых только последняя предназначена для персонифицированного формирования пенсионных прав застрахованного лица и подлежит учету в общей и специальной частях его индивидуального лицевого счета. Взносы в составе солидарной части тарифа предназначены для формирования денежных средств на осуществление в том числе фиксированной выплаты к страховой пенсии (до 1 января 2015 г. – фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца), устанавливаемой в твердой сумме безотносительно к размеру уплаченных за застрахованного взносов (абз. 9 ст. 3 Закона об ОПС). Соответственно, они не учитываются в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (подп. 13 и 15 п. 2 ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС).

Страховые взносы по дополнительному тарифу

Тариф дополнительных взносов за тяжелые, опасные и вредные условия труда зависит от результата спецоценки условий труда, а именно от класса опасности, который был присвоен рабочему месту. Соответственно, чем опаснее условия труда, тем более высокий тариф необходимо будет заплатить работодателю.

Дополнительные тарифы за вредные условия труда были введены с 1 января 2013 г. ст. 33.2 закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Доп. взносы устанавливаются в отношении работников, занятых на вредных и опасных работах, предусматривающих льготное пенсионное обеспечение (досрочную пенсию). К таким гражданам относятся работники, перечисленные в пунктах 1 — 18 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»:

Страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу уплачиваются также, как и по основному — каждый месяц по итогам предыдущего. При этом сроки перечисления денежных средств также совпадают с уплатой взносов по основному тарифу, а именно не позднее 15 числа следующего после отчетного месяца.

С 2019 года Минтруд с помощью автоматизированных проверок выявляет организации и предприятия, которые не провели спецоценку. С 2020 года начали в автоматическом режиме штрафовать компании, по которым в базе учета нет информации о СОУТ для рабочих мест, существующих больше года.

При начислении дополнительных взносов за вредные условия труда с работодателей не снимается обязанность по уплате основных страховых взносов (22% от взносооблагаемой базы). К примеру, за сотрудника, работающего в опасных условиях труда, необходимо будет отчислять взносы в размере 22 + 8 = 30% от базы.

Доптариф взносов в ПФР за работников, имеющих право на досрочную пенсию ЗУП 3

Данный нюанс актуален для производственных предприятий. Редко среди офисных работников попадаются сотрудники, имеющие право на досрочную пенсию. При занятости на тяжелых работах без проведения специальной оценки условий труда работодатель обязан дополнительно платить взносы 6% в ПФР за занятых на тяжелых работах без СОУТ. Проведение СОУТ позволяет оценить условия труда и определить тариф взносов в ПФР за работников с досрочной пенсией.

Далее, для того, чтобы определиться с тем, где подлежит установить настройки для расчета тарифа ПФР, следует сначала определиться, ведется ли штатное расписание в программе и ведется ли его история. Сделать это можно в разделе Настройки — Кадровый Учет — Настройка штатного расписания.

При наличии результатов специальной оценки условий труда ее результаты следует указать в разделе «Спецоценка условий труда». Указать необходимо класс условий труда и месяц, с которого действуют ее результаты. При вводе задним числом будет осуществлен перерасчет уплаченных страховых взносов при начислении заработной платы.

Для начала в настройках учетной политики активируем использование особых условий труда, наличие сотрудников с правом досрочного выхода на пенсию, и применение результатов специальной оценки условий труда, если она проведена или ее проведение планируется в будущем.

Далее, в зависимости от того, ведется ли штатное расписание, ведется ли история штатного расписания, или штатное расписание не ведется, будет указывать настройки для расчета размера дополнительных взносов в ПФР за сотрудников, имеющих право на досрочную пенсию.

Если сотрудник будет работать на условиях неполного рабочего времени (0,5 ставки), начислять ли страховые взносы по дополнительному тарифу

Работник числится занятым на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в п. п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, и при этом в отношении его рабочего места по результатам специальной оценки условий труда установлен подкласс условий труда 3.2. Мы начисляем страховые взносы по дополнительному тарифу в размере 4,0%. Если работник будет работать на условиях неполного рабочего времени (0,5 ставки), нужно ли начислять доп. тариф?

В случае если работник числится занятым на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пп.1 — 18 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ, и при этом в отношении его рабочего места по результатам специальной оценки условий труда установлен определенный класс условий труда, то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, начисляются по тарифам, установленным п.3 ст.428 НК РФ.

В судебной практике многие арбитры придерживались мнения, что невключение трудового стажа застрахованных лиц в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, исключает обязанность страхователя по уплате за таких работников страховых взносов по дополнительному тарифу (Определение ВС РФ от 26.06.2018 N 310-КГ18-7973 по делу N А14-3052/2017, Постановления АС ЗСО от 27.12.2017 N Ф04-5204/2017 по делу N А67-7133/2016, АС ПО от 18.07.2018 N Ф06-35389/2018 по делу N А57-18148/2017 и др.).

ФНС и Минфин сходятся во мнении, что страхователи обязаны начислять страховые взносы по дополнительному тарифу со всех выплат работников за период работы во вредных условиях, в том числе и в случае работы на условиях неполного рабочего времени (0,5 ставки).

В соответствии с положениями п.3 ст.428 НК РФ дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренные данной статьей для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат в пользу тех лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пунктах 1 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон N 400-ФЗ), в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда.

Вам может понравиться =>  Имеют Ли Право Наложить Арест На Машину Принадлежащию Сыну

Начисляются ли страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты, производимые в пользу работников, на рабочих местах которых условия труда по актуальным результатам аттестации рабочих мест (или с 01.01.2014 по результатам специальной оценки условий труда) признаны вредными и (или) опасными, но при этом не поименованных в подпунктах 1 — 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ?

Право на досрочную пенсию зависит от профессии сотрудника. В частности, такое право есть у сотрудников, должности которых поименованы в списке № 1, утвержденном постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10, а также в других списках профессий, должностей и организаций с особыми условиями труда.

Сотрудники заняты на работах с вредными условиями труда (подкласс условий труда 3.3 — 3.1). При этом выполнение таких работ не дает им право на получение досрочной пенсии. Нужно ли в такой ситуации начислять страховые взносы по дополнительным тарифам? Нет, не нужно. Такой вывод следует из письма Минфина России от 24.05.18 № 03-15-06/35161.

Например, в межнавигационный период докеров на два месяца переводят в слесари. Если сотрудник отработал в течение полного навигационного периода на водном транспорте, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ему засчитывается в соответствующем календарном году полный год (п. 13 Правил) (Перечень навигационных периодов на водном транспорте определяется Правительством РФ).

Пример 2. В течение месяца сотрудник сначала отработал 80 часов с часовым тарифом 200 руб. на работах в допустимых условиях труда, после чего был переведен на работу с вредными условиями труда (подкласс 3.1) и отработал еще 80 часов с часовым тарифом 300 руб., при этом в конце месяца ему была начислена ежемесячная премия за выполнение производственного задания в размере 10 000 рублей.

Взнос За Занятых На Тяжелых И Прочих Работах

В своих письмах Минтруд РФ нередко отвечает на вопросы страхователей, связанные с начислением страховых взносов на выплаты в пользу работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями. Так, в письме от 4 сентября 2014 г. № 17-3/В-424 чиновники разъяснили, как начислять страховые взносы в двух ситуациях.

  • хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей и др.), созданных бюджетными научными учреждениями либо образовательными организациями высшего образования;
  • организации и ИП, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности или о туристско-рекреационной деятельности.

Первая ситуация. Работник в течение одного месяца был занят и в «обычных», и во вредных условиях труда и к тому же ушел на больничный. В этом случае дополнительные взносы рассчитываются с выплат за фактически отработанные дни на работах с особыми (вредными, тяжелыми и др.) условиями труда. С выплат, приходящихся на дни больничного, начислять допвзносы не нужно. Чиновники подчеркнули, что в организации должен вестись раздельный учет рабочего времени в различных условиях труда.

Во-вторых, иметь доходы, доля которых от ИТ-деятельности составила не менее 90% от всех доходов. Чиновники отмечают, что для перехода на уплату страховых взносов по пониженным тарифам в 2021 году необходимо выполнять условие о доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий за январь — сентябрь 2020 года.

Применять тариф взносов 15% могут только компании и ИП, внесенные в реестр субъектов МСП. Начать применять пониженный тариф можно с 1-го числа месяца, в котором сведения о фирме или ИП внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года. В случае исключения из реестра тариф 15% не применяют с 1-го числа месяца, в котором компания была исключена из реестра МСП.

Взносы по доптарифам, если работник трудился во вредных условиях не полный месяц

Решение. На сумму заработка, сохраняемого на период учебного отпуска, нужно начислить страховые взносы по дополнительному тарифу 4%. Он начислен в месяце, когда сотрудник работал водителем троллейбуса (вредные условия труда). В данном случае неважно, что период учебного отпуска не включается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (Письмо Минтруда России от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105).

По мнению специалистов Минтруда России, изложенному в Письме от 29.05.2013 N 17-3/878, работа по совместительству выполняется работником на основании отдельного трудового договора, то есть в рамках отдельных трудовых отношений. Поэтому на выплаты, производимые в пользу работника за выполнение работ, не поименованных в пп. 1 — 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, на условиях совместительства, страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам начислять не нужно. При этом Письмо не содержит уточнения, о каком совместительстве (внешнем или внутреннем) идет речь.

Решение. Общая сумма начисленных в марте 2014 г. выплат, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, составляет 30 000 руб. (18 000 руб. + 12 000 руб.). В марте 2014 г. по графику 20 рабочих дней. Из них сотрудник отработал водителем троллейбуса 11 рабочих дней.

Оба договора трудовые. Страховые взносы по дополнительному тарифу компании нужно исчислять со всех выплат, начисленных работнику — внутреннему совместителю в данном месяце, пропорционально количеству фактически отработанных им часов на работах во вредных условиях труда (п. 13 Письма ПФР от 30.12.2013 N НП-30-26/20622).

Специалисты ПФР считают, что облагать нужно (п. 4 Письма ПФР от 30.12.2013 N НП-30-26/20622). Страховые взносы в этом случае нужно рассчитывать со всей суммы облагаемых выплат пропорционально количеству рабочих дней, приходящихся на период, засчитываемый в льготный стаж. В данной ситуации это дни ежегодного оплачиваемого отпуска, приходящиеся на рабочие дни по графику.

Налоги за вредные условия труда в 2022 году

В российском законодательстве условно можно выделить 4 группы видов деятельности, так называемые классы условий труда, которые оказывают влияние на здоровье и жизнь сотрудников. Такие виды деятельности оказывают разное влияние на организм человека и подразделяются на:

Помимо заработной платы сотрудникам, которые работают на работах с вредными или опасными условиями труда, работодатели должны выплачивать дополнительные денежные средства. Такие выплаты выплачиваются согласно статьям 147 и164 Трудового Кодекса РФ. Выплаты, которые производятся согласно статье 147 Трудового Кодекса РФ, являются надбавкой к заработной плате. Такие выплаты облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). Выплаты, описанные в статье 164 Трудового Кодекса РФ, являются компенсацией за работу, связанную с вредными или опасными условиями труда. В соответствии с законодательством НДФЛ эти выплаты не облагаются. Это сказано в частности в Письме Министерства финансов РФ № 03-04-06/6-165 от 06.08.2010. Размеры таких компенсационных выплат работодатели устанавливают самостоятельно, но они не должны быть ниже размеров, установленных Правительством России. Также на сумму этих компенсационных выплат можно уменьшить налог на прибыль, включив их в расходы. Это сказано в пункте 3 статьи 255 Налогового Кодекса РФ.

В расчет берутся сотрудники, которые заняты на работах с вредными или опасными условиями труда. Дополнительные тарифы нужно платить, если вид деятельности сотрудников находится в списке видов деятельности с вредными или опасными условиями труда и в организации была проведена специальная оценка рабочих мет. В 2022 году также учитывается результаты аттестации рабочих мест. Бывает, что сотрудники не работают на работах с вредными или опасными условиями труда, но, тем не менее, работодатель обязан за них платить дополнительные взносы. Это возможно в следующих случаях:

  • человек проходит испытательный срок на работе с вредными или опасными условиями труда;
  • перевод беременной сотрудницы с работы с вредными или опасными условиями труда на работу с нормальными условиями труда (дополнительные тарифы в этом случае сохраняются)

В 2022 году российское законодательство обязывает те компании, сотрудники которых работают на вредных или опасных условиях, платить страховые взносы по дополнительным тарифам на пенсионное страхование. В итоге пенсия сотрудников, которые в настоящий момент работают на работах с вредными или опасными условиями труда, будет больше, чем у остальных граждан.

Доптарифы страховых взносов на ОПС в 2020 году: ставки в таблице

Организации и индивидуальные предприниматели в 2020 году должны начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование. Однако начислять взносы по доптарифам нужно не всем. Дополнительные взносы начисляют только на выплаты работникам, занятым:

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; Список № 1, утв. постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 № 10);
  • на специальных видах работ, перечисленных в подпунктах 2–18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (когда страховая пенсия по старости положена раньше общего срока).

Общий порядок использования дополнительных тарифов указан в статье 428 НК РФ. Их применяют для определенных категорий работников, а также занятых на отдельных работах или зависимости от возраста работников и стажа. Но только при условии, что работодатель не проводил СОУТ.

Давайте поговорим немного не по теме страховых взносов и выплат в пенсионные фонды, а про другого рода выплаты, которые также интересуют предпринимателей. В данном случае речь пойдет о комиссии эквайринга. Процент по нему для некоторых предпринимателей доходит до 3%. И вопрос о том, как здесь сэкономить, стоит достаточно остро.

В этой статье мы публикуем обновления предельных баз для начисления страховых взносов (СВ), представленных в Постановлении правительства №1935 “О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2021 г.”, которое было принято 26 .11.2020 года.

*** Рассчитывать страховые выплаты по льготному тарифу имеют право некоммерческие организации в области социального обслуживания граждан; научных исследований; образования; культуры и искусства; благотворительность; IT (компании, работающие в информационных технологиях); проектирование и разработка электронной и радиоэлектронной продукции; резиденты и участники особых экономических зон и территорий опережающего развития.

В 2019 году Центробанк России ввел альтернативную схему безналичного перевода — Систему быстрых платежей (СБП). В 2020 году СБП стала доступна и для приема безналичных платежей в магазинах. Причем для перевода не нужен терминал эквайринга. И комиссия для такой операции по безналичной выручке составляет всего 0,4 — 0,7%.

“В данных изменениях нет ничего хорошего или плохого для бизнеса в целом — нужно рассматривать финансовое состояние каждой организации индивидуально. Кому-то данные лимиты покажутся низкими, кому-то — нет. Но тот факт, что лимиты выше, чем в прошлом году — не может не радовать.”